Каспийский Сингапур

Спецвыпуск
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Казахстанское звено морского транспортного коридора Север-Юг уже действует

Актауский морской торговый порт (АМТП) - самый современный транспортный узел на Каспийском море. У соседей Казахстана по Каспию ничего подобного нет: порт был переоборудован совсем недавно, в 1999 году, на реконструкцию потратили 74 млн долларов. Из них 54 млн выделил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а 20 млн - правительство Казахстана. По мнению экспертов, это чуть ли не лучший инвестиционный проект за все одиннадцать лет существования суверенного Казахстана.

Срок возврата европейского кредита - 2011 год, и казахстанская сторона исправно погашает все транши, даже опережая график. При этом, как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Эксперта" директор АМТП Талгат Абылгазин, возврат кредита осуществляется без какой-либо государственной поддержки, исключительно из прибылей от хозяйственной деятельности порта, который к тому же уплачивает в казну все причитающиеся налоги.

Планы амбициозные, но реальные

34-летний Абылгазин не соответствует образу "крутого" портового начальника. Скромный, интеллигентный молодой человек, охранников рядом не видно. Назначили его на этот пост четыре года назад. Просто когда встал вопрос о кандидатуре, Абылгазин оказался единственным, кто имеет высшее специальное образование по нужному профилю: в 1995 году он получил второй диплом, окончив в Одессе Высшую школу морского пароходства. Учли и его коммерческий опыт: в 1993 году Абылгазин, работая в Актау в частной экспедиторской фирме, участвовал в организации оформления первого груза на экспорт. Тогда в порт Актау впервые зашло за металлом иностранное судно - иранский сухогруз.

Теперь иранцы здесь частые гости. Помимо металла южному соседу отгружают зерно; введенный в действие новый терминал рассчитан на 1 млн тонн в год. Кроме того, в сентябре прошлого года заработала паромная переправа, связавшая Актау, административный центр Мангистауской области, с крупнейшими портами Каспия. Начало работы переправы совпало с завершением строительства паромного причала в Махачкалинском торговом порту. Теперь цистерны с нефтью могут переправляться из Казахстана через Каспий напрямую на Махачкалу и далее на Новороссийск. (Такой способ более технологичен и экологически безопасен, чем транспортировка нефти танкерами.)

Мощности порта позволяют справляться с 8 млн тонн нефти ежегодно. С зерном и другими грузами оборот составляет порядка 10 млн тонн. Но уже запланировано строительство дополнительных терминалов; с их вводом грузооборот вырастет до 12-13 млн тонн.

40-летний аким (по-нашему, губернатор) Мангистауской области Болат Палымбетов считает дальнейшее расширение портовых мощностей совершенно необходимым (он, кстати, экономист, был замминистра экономики Республики Казахстан). Ведь с 1 января 2003 года вступает в силу правительственное постановление о свободной экономической зоне Актау, которая включает территорию порта и примыкающие к ней 227 гектаров. СЭЗ Актау освобождается от таможенных платежей, а до конца этого года будет решен вопрос о предоставлении льгот по налогам

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама