Коалиция блефа

Эрнест Султанов
28 октября 2002, 00:00

Англо-американская коалиция готовит запасные варианты на случай вынужденного отказа от широкомасштабной военной операции в Ираке

PR-кампания вокруг предстоящей военной операции в Ираке становится все более парадоксальной. Британские лейбористы, которые еще несколько месяцев назад угрожали исключить премьер-министра Тони Блэра из партии, если он поддержит агрессивную политику американцев, резко изменили свою позицию. На недавней партийной конференции в Блэкпуле "компромат на Саддама" получил вотум доверия, а политика Блэра на этом направлении - одобрение. Саудовская Аравия, в последние месяцы сделавшая ряд шагов по сближению с багдадским режимом (вплоть до демонстративного допуска иракской делегации в штаб.квартиру Организации исламской конференции в Джидде), неожиданно дала согласие на использование своих баз в операции США против Ирака, выставив лишь одно условие: принятие соответствующей резолюции ООН.

Тем временем военные инспекторы ООН перенесли на более поздний срок свою "незамедлительную отправку" в Ирак, поскольку на вашингтонских переговорах оказались поставлены перед фактом: их миссия может состояться только если будет принята новая специальная резолюция. Сама анонсированная "Буря в пустыне-2" в любом случае будет отложена до окончания выборной кампании, пока же куда важнее шумиха вокруг "Бури".

Выборы в конгресс Соединенных Штатов состоятся 8 ноября. Американцам предстоит полностью переизбрать палату представителей, 435 депутатов, и треть верхней палаты, то есть 34 сенаторов из 100. В нынешнем конгрессе "партия слона" имеет лишь незначительное большинство: 223 республиканца против 210 демократов при двух независимых конгрессменах в палате представителей и 54 республиканца против 46 демократов - в сенате. Президент Джордж Буш ставит перед своими соратниками задачу добиться "отчетливой" победы на этих выборах, чтобы развязать республиканской администрации руки в период принятия ответственнейших решений. Ведь от этих решений будет зависеть не только успех кандидата республиканцев на будущих президентских выборах, но и место Америки в современном мире. Впрочем, в любом случае избирательная кампания должна завершиться бравурно, на фоне звездно.полосатых маек и патриотических дискотек, а неприятные для нынешней исполнительной власти экономические проблемы и дискуссии отодвинутся на второй план.

Пока по крайней мере бодрый военно-патриотический предвыборный пиар республиканцев успешно отвлекает общественность от поднятой демократами темы коррупции в администрации президента ("Enron gate") и разговоров о неспособности Буша решать реальные социально-экономические проблемы. В любое другое время подобные обвинения могли бы обеспечить демократам большинство в конгрессе, но в нынешней ситуации они сами оказались в роли обороняющихся и догоняющих. В таком контексте любые их шаги, в том числе и общая забастовка левоцентристского профсоюза портовых рабочих, выглядят в глазах избирателей куда менее значительными. Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов, в соответствии с которыми большинство американцев по-прежнему ставит интересы национальной безопасности выше всех существующих экономических и социальных проблем.

Операция прикрытия

Проснувшийся Альберт Гор (в случае победы демократов он сможет рассчитывать на реванш на президентских выборах через два года) обвинил Буша в том, что тот блефует, используя военную тематику для прикрытия своего внутриполитического банкротства. Действительно, вопрос: состоится ли вообще военная операция против Ирака в условиях, когда Вашингтону не удается добиться ее одобрения в мировом сообществе и сколотить мощную коалицию, - далеко не праздный. Пока в создаваемую коалицию вошли ряд пограничных с Ираком государств, Великобритания и, возможно, иракские курды.

Кроме того, у Белого дома для вторжения всегда имеется "запасная" турецкая граница с Ираком. И хотя Анкара объявила о необходимости решения проблемы в рамках ООН, у Вашингтона есть чем заинтересовать своего традиционного партнера. Тем более что турки не прочь были бы "на время" взять под контроль иракский Курдистан. Вообще интересы Турции далеко выходят за рамки борьбы с сепаратистами. Ведь на курдских землях помимо повстанческих баз расположено и крупнейшее Киркукское месторождение, дающее более половины всей иракской нефти (только разведанные его запасы превышают 2 млрд тонн). Проблема же заключается в том, что обе ведущие партии Курдистана, демократическая и "Патриотический союз", пребывают в перманентном вооруженном конфликте не только с Багдадом, но - и даже в большей степени - с Анкарой.

Кампания по выборам в конгресс и сенат США завершается бравурно, на фоне звездно.полосатых маек и патриотических дискотек, а неприятные для нынешней исполнительной власти экономические проблемы и дискуссии отодвинуты на второй план

Независимо от того, кто мог бы стать гипотетическим союзником Соединенных Штатов, курды или турки, не составляет особого труда спрогнозировать реакцию арабского мира - новую волну национализма. При таком раскладе умеренные арабские режимы объективно вынуждены будут для сохранения внутриполитической стабильности пойти на обострение своих отношений с Вашингтоном. Ведь даже роль пассивного наблюдателя окажется для них крайне рискованной.

Для того чтобы дестабилизировать ситуацию в арабо.исламском мире, иракскому руководству достаточно будет сделать два несложных хода. Во-первых, взбудоражить палестинских радикалов (тем более что у Саддама Хусейна есть для этого все возможности). И, во-вторых, втянуть Израиль в военный конфликт, что на фоне последних воинственных заявлений Шарона представляется не такой уж сложной задачей. (В этом отношении показательно заявление нобелевского лауреата Джимми Картера о том, что Израиль становится самой серьезной проблемой для внешней политики Соединенных Штатов.)

В случае конфликта с Ираком администрации Буша остается теоретически рассчитывать только на Великобританию. Но и здесь проблема. Ведь в случае начала войны лейбористская партия может расколоться. О возможности такого развития событий достаточно недвусмысленно заявили партийные "левые", профсоюзные лидеры и ряд беспартийных "товарищей" во главе с очень популярным мэром Лондона Кеном Ливингстоном. А для Блэра раскол партии и, как следствие, проведение досрочных выборов в Палату общин равносильны политическому самоубийству. Ведь если что-то в Ираке пойдет не совсем триумфально, то вялое лейбористское большинство может просто сместить Блэра "ради восстановления партийного единства". Такие намеки звучали еще полгода назад, в самом начале нового раунда дискуссий по иракской проблеме.

Технология двойного применения

Спрашивается, зачем опытному политику Блэру, который до поры до времени вообще предпочитал избегать слова "Ирак", понадобилось так подставляться? По всей видимости, Блэр убедил оппонентов принять участие в большой геополитической игре, где главным дивидендом для лейбористов становится возможность исполнить роль ключевого посредника в окончательном урегулировании палестино.израильского конфликта.

До недавнего времени считалось аксиомой: к "проблеме Арафата" можно подступиться, только решив "проблему Саддама". Однако вполне возможно - и именно на это усиленно намекает Гор, - что крупномасштабная сухопутная операция в Ираке в ближайшее время просто не состоится, а англо-американская коалиция удовлетворится тем, что припугнутый Саддам пойдет на уступки в отношении ооновских инспекций. Самые последние заявления Буша о том, что согласие Ирака на новые жесткие проверки будет означать "смену режима", можно трактовать как подготовку почвы для новой пиаровской игры с избирателем. Населению будет объяснено, что Америка достигла своих целей и умиротворила Ирак, не проливая большой крови. А если еще удастся продемонстрировать прорыв в решении самой серьезной проблемы - израильско-палестинской, то это послужит доказательством мудрости политики американских республиканцев и их нынешних партнеров, британских лейбористов.

Показательно, что Блэр озвучил свой план урегулирования, предусматривающий, с одной стороны, создание "жизнеспособного Палестинского государства в границах 1967 года", а с другой - гарантии и признание Израиля арабскими странами, на той же самой партийной конференции в Блэкпуле, где была одобрена его позиция по Ираку. Заметим, что этот план во многом совпадает с мартовской инициативой наследного принца и фактического правителя Саудовской Аравии Абдаллы Аль-Сауда.

Госсекретарь Колин Пауэлл "с пониманием отнесся" к предложениям премьера Великобритании. Более того, Блэр, несмотря даже на демонстративную отстраненность Буша, по сведениям The Guardian, уже дал указания о подготовке к проведению заключительной конференции по урегулированию палестинской проблемы в Лондоне в ближайшие несколько месяцев. На этой конференции, по всей видимости, и будут определены контуры нового политического устройства Ближнего Востока.

Ведь администрации Буша до сих пор не удалось выполнить основное требование королевства - добиться создания независимого Палестинского государства. Неудовлетворенность этим обстоятельством косвенно выразилась и в сохранении благодаря жесткой позиции Саудовской Аравии в ОПЕК высоких цен на нефть на мировом рынке. Парадокс заключается в том, что как раз такое поведение играет на руку американским республиканцам, поскольку высокие цены на нефть стимулируют американского избирателя на поддержку военно-политической активности США.

Стоит заметить, что Абдалла уже второй раз оказывает республиканской партии США предвыборную услугу. В первый раз саудиты помогли команде Буша в ходе президентских выборов, методично повышая нефтяные котировки, так что в 1999-2000 годах цена барреля нефти тоже несколько раз зашкаливала за 30 долларов. Выверенный удар пришелся как раз по сердцевине "стабильно развивающейся высокотехнологической экономики", созданной усилиями администрации Клинтона-Гора. И в результате первоначальное значительное отставание Буша от Гора к моменту выборов было ликвидировано.

Последние заявления Буша о том, что согласие Ирака на новые жесткие проверки будет означать "смену режима", можно трактовать как подготовку почвы для новой пиаровской игры с избирателем. Населению будет объяснено, что Америка достигла своих целей и умиротворила Ирак, не проливая большой крови. А если еще удастся продемонстрировать прорыв в решении израильско-палестинской проблемы, то это и будет служить доказательством мудрости президентской политики

Лозунгом нынешней игры между соратниками наследного саудовского принца и республиканской администрацией можно назвать известное "доверяй, но проверяй", бытовавшее при Рейгане. В этой связи показательно, например, что, хотя нефтяные котировки вышли за продекларированные самим картелем 28 долларов за баррель, на очередной сессии ОПЕК Саудовская Аравия настояла на сохранении экспортных квот в прежних объемах.

Так что республиканцы пока впереди - хотя и дорогой ценой. Стоимость барреля нефти (а на Соединенные Штаты приходится более четверти ежегодно потребляемого углеводородного сырья) составляет около 30 долларов. Но уже на следующей своей сессии в декабре ОПЕК может увеличить экспортные квоты. Причем решение во многом будет зависеть от результатов выборов в конгресс и последующих внешнеполитических шагов республиканской администрации, прежде всего по созданию Палестинского государства.

Между тем на исход самих ноябрьских выборов могут повлиять и другие факторы. Так, по некоторым данным, демократы располагают компрометирующими записями телефонных переговоров между Бушем и Блэром относительно войны с Ираком (они вроде бы были найдены в ходе обыска в доме одного из лидеров партии "Шин Фейн"). Но даже если осторожные демократы и решатся вбросить свой компромат, у президентской команды останутся шансы на победу. В администрации Буша рассчитывают, что Совет Безопасности ООН все же примет новую, проамериканскую, резолюцию по Ираку, которая в этом случае и станет кульминационным завершением избирательной кампании республиканцев.