Площадка для правильных пьес

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
3 февраля 2003, 00:00

Первое, что нужно сделать, - перестать говорить о чепухе и начать говорить о деле

Авторы этой колонки состоят в числе учредителей Серафимовского клуба, о презентации которого вы прочитали в предыдущем материале. Зачем мы создаем этот клуб?

В целом в стране все идет нормально - такова доминирующая точка зрения в общественно-политическом пространстве, в том пространстве, которое имеет выход на медиа. Есть, конечно, некоторые проблемы с медленным продвижением ряда реформ вроде реформы энергетики или ЖКХ, но и здесь скоро все наладится.

Учредители Серафимовского клуба видят ситуацию в России иначе. Экономический рост чрезвычайно медленный и неустойчивый, сильно зависящий от конъюнктуры мировых рынков сырья. В стране нет капитала для развития, и непонятно, откуда его взять. Разрыв между богатыми и бедными слоями населения не уменьшается, беднейшие слои испытывают сильный социальный дискомфорт. Сложившаяся политическая система оторвана от общества, интересы общества слабо структурированы и никак не влияют на политический класс страны. Армия остается в полуразложенном состоянии. Список можно продолжать до конца страницы, мы остановимся.

Эти многочисленные фундаментальные проблемы, каждая из которых даже в отдельности способна серьезно осложнить жизнь страны, а уж все вместе - эту жизнь прекратить, каким-то невероятным образом оказались на периферии общественного интереса. Мало кто пытается искать решения, почти никто не стремится воплотить решения в жизнь. В России - губительный дефицит ума и воли. В России нет интеллектуальной атмосферы, пригодной для поиска и обсуждения идей, касающихся развития страны. Более того, доминирует, по крайней мере в медиасреде, точка зрения, что все нужные идеи уже высказаны ("реформаторами") и теперь их остается лишь реализовать. И только какие-то неназываемые враги этому мешают, но и их никто не ищет (последнее, наверно, хорошо - но неустойчиво: вскоре начнут искать).

Очевидно, первое, что нужно сделать, - перестать говорить о чепухе и начать говорить о деле. Сил уже нет толочь воду в ступе, обсуждая второстепенные подробности провалившейся в целом налоговой реформы, в то время как Россия стоит перед сущностными проблемами, нерешенность которых гарантированно отбрасывает ее в долгое, если не вечное убожество. Именно для этого мы и намерены учредить Серафимовский клуб. Мы сколотим хоть одну площадку, на которой будут идти правильные пьесы. Мы будем обсуждать настоящую повестку дня, включив в нее действительно важные, жизненно важные вопросы - без этого нет и теоретического шанса набрести на правильные решения. И в ходе обсуждения настоящих вопросов мы намерены начать выработку настоящей стратегии развития России.

В нашем меморандуме многие наблюдатели усмотрели "наезд" на правительство. Это неверно. Да, это правительство нам не очень (или даже очень не) нравится. У него по существу нет осознанной экономической политики: трудно считать политикой хороводы вокруг очередного языческого Идолища, в нынешней модификации именуемого бюджетным профицитом. У него не "по существу", а просто нет никакой стратегии. У него нет никакого, пусть и ущербного, видения будущего страны - поэтому они не способны оценить последствия тех или иных своих решений, в большинстве случаев реактивных. Но будем справедливы: большего с правительства никто ведь пока и не спрашивал. В нем сидят счетоводы, причем гораздо лучшие счетоводы, чем их предшественники. Разрабатывать стратегию, находить ответы на главные вопросы - и вправду не их дело.

Но это дело должно делаться. Поэтому мы и решились заявить о начале работы по созданию интеллектуальной инфраструктуры - именно для этого дела.

Это будет очень долгая работа. Время ее выполнения будет измеряться и годами, и десятилетиями, но уж заведомо не электоральными циклами. На презентации нам не только предлагали, а чуть ли не требовали, чтобы мы прямо сейчас включились в думскую избирательную кампанию, выиграли ее к чертовой матери - и так далее. Ничего подобного мы делать не намерены. Единственное, что мы сегодня могли бы со стопроцентной уверенностью рассказать электорату, так это сагу о беспросветном убожестве нынешней политики, а ее электорат знает не хуже нас - и умеет рассказывать в трех общеизвестных словах. Более конструктивные вещи только предстоит найти и обосновать.

Успеха мы не гарантируем.