Из "тени" - неторопливым шагом

17 февраля 2003, 00:00

Доля теневой зарплаты в России снизилась с 35,2% в 2000 году до 27-28% в 2002-м.

По мнению Евсея Гурвича, научного руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ), обнародовавшей эти данные, такая динамика связана с проведением налоговой реформы. Как пояснил г-н Гурвич нашему корреспонденту, приводимые ЭЭГ оценки включают лишь юридически зарегистрированных работодателей. Оценить же структуру зарплат на предприятиях, которые вообще нигде не зарегистрированы, - а таковых много - практически невозможно.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков считает, что из зафиксированного ЭЭГ снижения доли "конвертных" выплат на 7 пунктов только 5 пунктов можно отнести к уменьшению доли теневой зарплаты в рыночном секторе экономики. Оставшиеся два пункта прибавилось к "белой" зарплате за счет реформирования сектора госуправления. Работники административных органов (военнослужащие, судьи и проч.) до 2001 года получали зарплаты в безналичной форме, и только в 2001 году начался перевод на денежное содержание.

По мнению г-на Полякова, пятипроцентное сокращение доли теневой зарплаты не говорит о массовом выходе российского бизнеса из тени. И причин тому три: сохраняющиеся высокие ставки налогов, прежде всего ЕСН, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия, недоверие к власти, боязнь "левых" поборов. "Если предприниматель будет показывать зарплату в полном объеме, то себестоимость продукции резко возрастет, доходы снизятся, а вместе с ними и рентабельность всего производства - речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе, которые в России еще очень слабы", - говорит Игорь Поляков.

По мнению сотрудника Института финансовых исследований Евгения Ковалишина, точно посчитать долю теневой зарплаты вообще невозможно, на то она и "теневая". "Вряд ли наша бестолковая налоговая реформа смогла вывести семь процентов зарплат из тени, скорее всего теневые зарплаты составляют около пятидесяти процентов".