Автопром разглядел рынок

Повестка дня
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
Более чем с десятилетним опозданием руководители отечественных автомобильных заводов заметили, что в России существует рыночная экономика.

За первые четыре месяца 2003 года суммарный выпуск легковых автомобилей в России сократился на 14% по сравнению с прошлогодними показателями. Таковы негативные последствия кризиса, потрясшего отрасль летом-осенью 2002 года. Однако в этих итогах отражается и некий позитив: менеджмент отечественных автозаводов вынужден был пересмотреть производственную и сбытовую политику и наконец-то ориентируется не на вал, а на спрос.

Год назад, понадеявшись на скорое введение заградительных пошлин на старые иномарки, крупнейшие российские автопроизводители стали энергично наращивать выпуск. Но решение "таможенного вопроса" затянулось до осени, рынок стремительно наполнялся подержанными импортными автомобилями. В итоге ГАЗ, а за ним и ВАЗ оказались в условиях жесточайшего сбытового кризиса и остановили конвейеры. Удивительно, но у них хватило сил не рухнуть и хватило мужества пересмотреть свои планы - и на 2003 год производственные планы впервые верстались с учетом реальной рыночной ситуации: низких заявок дилеров и неоптимистичных прогнозов маркетологов. Так, АвтоВАЗ заложил на год самый низкий за последние четыре года объем выпуска автомобилей - 690 тыс.

Помимо сокращения плана выпуска менеджмент заводов принял и второе важное стратегическое решение: и в Тольятти, и в Нижнем Новгороде рассчитывают на получение серьезных доходов не за счет вала, а за счет сбыта более комфортабельных и более дорогих моделей. На ГАЗе такой должна стать модернизированная "Волга-3110", вазовцы делают ставку на "десятки", часть которых уже сейчас сходит с конвейера с такими опциями, как подогрев сидений, центральный замок, электропакет.

Результаты выбора новой стратегии оказались обнадеживающими. В пресс-службе АвтоВАЗа "Эксперту" сообщили, что за пять месяцев в Тольятти изготовлено 262,5 тыс. автомобилей, это меньше, чем год назад, однако объемы продаж сохранились на том же уровне, а дилеры вносят предоплату уже за июль. Аналитики настроены даже более оптимистично - по прогнозам PricewaterhouseCoopers и Центра исследований Российской ассоциации маркетинга, следует ожидать постепенного роста производства отечественных автомобилей.

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама