Сверх повинности

Спецвыпуск
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
С введением обязательной автогражданки изменится и ситуация на рынке добровольного страхования автомобилей

Заполучив клиента по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), страховая компания наверняка попытается уговорить его застраховаться и по другим видам. Более того, для компании это может оказаться жизненно важным: за счет добровольных страховок могут быть компенсированы те возможные убытки, которые сулит ОСАГО.

АГО плюс ОСАГО

Помимо обязательного страхования сегодня собственникам машин доступны: имущественное страхование автомобилей ("Автокаско") и добровольное страхование ответственности владельцев транспорта (АГО).

При этом вполне логичным следствием введения ОСАГО станет сокращение взносов добровольного страхования автогражданской ответственности. Полностью этот вид уйдет из регионов, где традиционно продаются полисы АГО с лимитами, не превышающими тысячи долларов, а убытки практически во всех авариях укладываются в "обязательную программу" (по каждой аварии 160 тыс. рублей по ущербу имуществу и 240 тыс. - по ущербу здоровью и жизни). Однако в крупных городах сумма по имущественному ущербу в ряде случаев будет недостаточной: сейчас наиболее популярными являются полисы с лимитом 10 тыс. долларов, а за рубежом распространено страхование АГО на 100 тыс. долларов или даже без лимита.

По этой причине наверняка будут популярны полисы АГО с большим лимитом и франшизой, равной лимиту по полису ОСАГО. Франшиза означает, что выплата по этому дополнительному полису будет производиться лишь в том случае, когда нанесенный ущерб превысит лимит обязательного полиса. Практически все московские и санкт-петербургские страховщики заявили, что своим нынешним клиентам они будут предлагать комплексную программу, объединяющую добровольное и обязательное страхование. (Тарифы по ОСАГО можно рассчитать на калькуляторе Центра страховой информации (www.strahovka.info).

Что будет с "Автокаско"

Понятно, что рынок страхования автомобилей, "Автокаско", с введением обязательного страхования ответственности автовладельцев тоже изменится.

Крупные компании ожидают, что в продажах полисов "Автокаско" сохранится прирост взносов на уровне 50-100% в год. У компаний с меньшей клиентской базой относительные показатели роста могут быть и выше. Например, генеральный директор страховой компании "Класс" Андрей Шарков планирует, что в 2004 году взносы по имущественному автострахованию вырастут у них в три-пять раз. В "ЮжУрал-АСКО" надеются, что каждого десятого нового клиента по ОСАГО удастся убедить застраховать и свой автомобиль; в ориентирующемся на клиентов с более высоким достатком страховом обществе СОГАЗ считают, что полис "Автокаско" купят 30% клиентов, обратившихся за обязательным полисом.

Однако в самое первое время после введения ОСАГО все же возможен спад: некоторые водители, уверенные, что они-то никогда не нарушают правил, наверняка откажутся от полиса "Автокаско" в надежде, что смогут получить возмещение от страховщика стороны, виновной в аварии.

Да и тарифы по "Автокаско" вопреки распространенным ожиданиям снизятся далеко не сразу. Дело в том, что це

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама