Эсминцы с гнильцой

Русский бизнес
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Контракт с Китаем на поставку двух кораблей класса "Современный" оказался под угрозой срыва. В результате позиции России на мировом рынке вооружений могут серьезно пошатнуться

Вокруг петербургского судостроительного предприятия "Северная верфь" разразился новый крупный скандал. В прошлый четверг на пресс-конференции в Москве Александр Несис, президент группы ИСТ, контролирующей Балтийский завод, обвинил руководство "Северной верфи" в грубых нарушениях технического регламента, допущенных при строительстве двух эсминцев проекта 956 ЭМ (класс "Современный") стоимостью 1,4 млрд долларов, которые верфь создает по контракту с Китаем.

По словам г-на Несиса, нарушения заключаются в том, что руководство "Северной верфи" тайно пытается установить на корабли старое оборудование, не прошедшее стендовых испытаний. Речь идет прежде всего о турбозубчатых агрегатах (они приводят корабль в движение), произведенных в начале 90-х годов на заводе "Киров-Энергомаш" и до недавнего времени хранившихся на открытых складских площадках верфи. Как заявил г-н Несис, это обстоятельство прямо затрагивает интересы его компании. Дело в том, что Балтийский завод выступает главным субподрядчиком "Северной верфи" по китайскому контракту, изготавливая сердце корабля - котлы, а значит, несет всю ответственность за их дальнейшую успешную работу.

В конце прошлого года совет директоров Балтийского завода принял решение, которое действует до сих пор, о прекращении поставок комплектующих всех типов на "Северную верфь". По словам г-на Несиса, поставки возобновятся только в том случае, если руководство "Северной верфи" получит соответствующее техническое решение Главного управления кораблестроения (ГУК) Минобороны, а также Северного ПКБ (разработчик эсминцев) на комплектацию корабля старым оборудованием. В беседе с "Экспертом" Александр Несис заявил буквально следующее: "На действия 'Северной верфи' мне предлагают закрыть глаза и как ни в чем не бывало поставлять котлы, но я уверен, что, если в ходе морских испытаний на эсминцах будут выявлены неполадки, руководство верфи всю вину попытается переложить на Балтзавод". А гендиректор Балтзавода Олег Шуляковский высказался еще резче: "Когда нам стало ясно, что в комплект поставляются неиспытанные турбины, неиспытанные паротурбогенераторы, снятая со списываемых кораблей паровая арматура, куски трубопроводов, то мы поняли, что в этих условиях гарантию за котлы нести не можем".

Старое или новое?

Какое оборудование "Северная верфь" ставит на эсминцы, имеет принципиальное значение не только для Александра Несиса. В соответствии с контрактом от 3 января 2002 года, заключенным "Рособоронэкспортом" и Главным управлением международного сотрудничества Народно-освободительной армии Китая (НОАК), исполнитель обязуется устанавливать на эсминцах "только новые изделия и из текущего производства". Нарушение этого условия в лучшем случае повлечет за собой многомиллионные штрафные санкции, а в худшем - расторжение контракта. Тем не менее гендиректор "Северной верфи" Валерий Венков столь существенное положение контракта решил изящно обойти. Вот как это происходило.

К середине 2002 года, то есть в момент проведения предконтрактных ко

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама