Среди крупного промышленного бизнеса Украины, тесно работающего с Россией, отношение к соглашению о ЕЭП безусловно положительное. По мнению Георгия Скударя, президента АО "Новокраматорский машиностроительный завод" - крупнейшей машиностроительной компании Украины, создание ЕЭП станет мощным фактором роста для украинской экономики. "Безусловно, предприниматели рассчитывают, что надуманные таможенные барьеры и повсеместные бюрократические препятствия, связанные с дополнительной сертификацией, оформлением различных справок, будут ликвидированы, а разрешительная система органов всех участников пространства будет упрощена", - заявил в интервью "Эксперту" г-н Скударь.
В то же время существуют серьезные сомнения в том, что заложенные в соглашениях принципы будут реализованы на практике. Украинские эксперты полагают, что Россия не будет торопиться снимать ограничения на импорт украинских товаров. "Трудно говорить о создании ЕЭП между странами, где программы импортзамещения действуют даже на уровне областей. Полагаем, что в 2004 году Россия сохранит ограничения на импорт украинской металлопродукции, хотя и в несколько смягченном варианте. В частности, годовая квота на стальные трубы может быть увеличена до 700-720 тысяч тонн с нынешних 620", - полагает Виталий Гнатуш, главный эксперт киевского аналитического центра "Госвнешинформ".
Скептицизм украинцев основан в том числе и на опыте предыдущих попыток создать зону свободной торговли. "Я сомневаюсь, что соглашения по ЕЭП будут действовать. Вот у меня в папке лежит соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, которому более десяти лет, и оно, как мы знаем, не работает. Поэтому я очень сомневаюсь, что ЕЭП будет успешно функционировать", - заявил руководитель промышленной группы "Норд" Валентин Ландык.
Спорные вопросы
Однако не все украинские предприниматели однозначно заинтересованы в создании беспошлинного пространства. На Украине, к примеру, действует заградительная пошлина на импорт новых автомобилей из России. Из-за нее АвтоВАЗ был вынужден перейти от продаж в страну готовых автомобилей к продажам машинокомплектов. Они собираются на украинских автозаводах, для многих из которых это единственный источник существования. Можно легко предсказать возмущение автомобилестроителей возможной отменой пошлин в рамках ЕЭП. И это не единственный пример. Растет импорт на Украину российской стали, которая уже занимает пятую часть украинского рынка (по данным "Госвнешинформа", в нынешнем году среднемесячный импорт стали из России вырос на 15%). Пока конъюнктура на внешних рынках благоприятная, украинские металлурги смотрят на успехи российских конкурентов сквозь пальцы, но, если ситуация с экспортом ухудшится, реакция будет опять-таки вполне предсказуемой.
Важный вопрос, который интересует украинцев в рамках ЕЭП, - отмена дискриминационного порядка взимания НДС при экспорте на Украину российских нефти и газа (в отличие от других товаров при экспорте на Украину нефть и газ облагаются НДС). Архаичность этой нормы очевидна, поэтому ее отмена наиболее реальна из всего, что запланировано в рамках ЕЭП (тем более что страдают от нее прежде всего российские нефтяные компании), хотя наверняка это произойдет не сразу.
Наконец, в соглашении о ЕЭП сказано об унификации тарифов на услуги естественных монополий, что выгодно Украине, где тарифы на газ и электроэнергию в несколько раз выше российских. Несмотря на скептицизм, который эксперты проявляют относительно этой нормы, можно предположить, что она все-таки будет реализована. Правда, не за счет снижения тарифов на Украине до уровня российских, а за счет увеличения тарифов в России до уровня украинских. Газ на Украине сейчас стоит для промышленных предприятий 50-60 долларов за тысячу кубометров. До этого же уровня собирается в течение ближайших лет довести свои внутренние расценки и "Газпром". Что же касается цен на электроэнергию, то российские тарифы нынче уверенно догоняют украинские (3-4 цента за киловатт-час). В этом смысле интерес Украины в ЕЭП состоит сейчас не столько в том, чтобы добиться уменьшения тарифов, сколько в том, чтобы предотвратить их повышение. Эта опасность вполне реальна, учитывая, что с 2006 года Киев потеряет возможность закупать газ у Туркмении (все объемы начиная с этого года законтрактованы "Газпромом"), и энергетическая зависимость Украины от России усилится.
Дубинка ВТО
Противники ЕЭП на Украине предлагают иной способ решения вышеназванных проблем. А именно - вступить раньше России в ВТО и затем оттуда предъявить ей требования по всем пунктам: снять ограничения на импорт украинских товаров, отменить экспортный НДС, довести внутрироссийские тарифы до уровня европейских (к этому Киев активно подталкивает ЕС и США). Понятно, что ничего хорошего Украине от этого не будет. Россия не уступает аналогичным требованиям Евросоюза и тем более не уступит Украине, зато может предъявить украинцам вполне европейские тарифы на целый ряд товаров (например, на ядерное топливо). В итоге отношения между нашими странами испортятся всерьез и надолго.
Украинское правительство никогда официально не заявляло о намерении предъявлять РФ какие-либо ультиматумы после вступления в ВТО, однако и условия присоединения к этой организации согласовывать с партнерами по ЕЭП не хочет, видимо, все-таки надеясь вступить туда первой. Оценить, насколько эти надежды обоснованны, сейчас трудно, так как в отличие от России переговорный процесс по вступлению в ВТО на Украине предельно засекречен. Так, известно, что украинское правительство в начале этого года согласовало протокол об условиях вступления в ВТО с Евросоюзом. Но какие именно условия согласованы, никто не объявляет. Например, неизвестно, были ли предъявлены Украине в той или иной форме требования по повышению тарифов естественных монополий - ключевой момент с точки зрения восприимчивости украинского бизнеса к ВТО, а также к процессу согласования с Россией условий вступления в эту организацию.
Судя по всему, снятие ограничений на импорт товаров между Украиной и Россией и попытки согласовать условия вступления в ВТО станут основными вопросами повестки дня ЕЭП в первый год его существования. От того, заработает ли реально Зона свободной торговли и прекратится ли гонка на опережение в ВТО, зависит дальнейшая судьба новой организации.