К экономике рублевой зоны

Русский бизнес
Москва, 12.01.2004
«Эксперт» №1 (402)

Выход из этого клинча был один - обрезать импорт. Об этой цели не думали, когда объявляли дефолт. Больше стыдились, что не смогут платить по долгам. Но это просто потому, что, как и сейчас, власть вообще не слишком серьезно задумывалась о том, как устроено хозяйство, которым она должна отчасти управлять. Однако предпринимателям новой экономики стало ясно, что они спасены, в первые же месяцы после девальвации. "Нам дали глотнуть свежего воздуха", - так они комментируют те события. И свежий воздух - это прежде всего поток нефтедолларов, который обратился на них.

"Ну вот. Все-таки все дело в нефтедолларах", - опять скажут скептики. Конечно. Если бы у нас не было сырьевых компаний, для того чтобы уйти от колониальной зависимости и вырастить некую самостоятельную новую экономику, нам бы пришлось просто закрыться и методом Чучхе закачивать деньги в хозяйство, рискуя низкой эффективностью инвестиций и инфляцией. Но, к счастью, у нас была нефть, и это предопределило возможность взросления новой экономики в условиях свободного конкурентного рынка.

В 1999 году цены на нефть после недолгой, но очень неприятной паузы в 12 долларов за баррель пошли вверх. Но в условиях девальвированного рубля поток нефтедолларов не мог больше уходить на импорт, а стал оседать в стране, питая все тело народного хозяйства. Этот поток стали обслуживать прежде всего те самые новые компании. Причем они получили в этих условиях сразу два преимущества: просто деньги, необходимые для расширения деятельности, и квалифицированный спрос, который заставлял их стремиться к высокому качеству. Последнее произошло из-за того, что новые покупатели, пришедшие к ним, ранее ориентировались на импорт и, соответственно, привыкли к хорошему.

Этот процесс стартовал в 1999 году и породил целый ряд явлений: быстрое расширение внутреннего производства, изменение структуры внутреннего выпуска в сторону более качественных товаров, борьбу за снижение издержек ради более высоких прибылей, развитие торговой инфраструктуры по всей стране. Это что касается компаний, обслуживающих внутренний рынок. Для экспортирующих компаний этот период тоже был периодом повышения эффективности. Раз столкнувшись с неприятным падением цен, они всерьез занялись снижением издержек. А увидев восходящую волну цен, стали инвестировать в расширение бизнеса.

В результате структура нашей экономики изменилась. Предельный разрыв между верхом и низом пирамиды исчез. Карлики новой экономики выросли и превратились в уверенных середняков, составляющих основу экономики рублевой зоны. Этот процесс завершился к концу 2001 года и может быть определен как конец постдевальвационного подъема.

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (402) 12 января 2004
    Гражданское общество
    Содержание:
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Реклама