Дом под звездно-полосатым небом

Культура
Москва, 01.03.2004
«Эксперт» №8 (409)
В Голливуде продолжается процесс сближения с европейским кинематографом. Один из самых громких голливудских фильмов 2003 года снял уроженец Киева

Голливуд - не просто главная в мире кинофабрика, но и главное лицо, ответственное за формирование в глазах мировой общественности универсального образа Америки. Интересно, что при этом он вовсю использует эксклюзивную американскую модель, всячески подпитывая себя иноземной культурой и заграничной рабочей силой. Первоначальный Голливуд - это Чарли Чаплин, Эрих фон Штрогейм, Грета Гарбо; 60-70-е - Стэнли Кубрик, Милош Форман, Роман Полански; 80-90-е - Вим Вендерс, Роберт Родригес, Джон Ву. Кинематографисты всех стран, захватив с собой накопленный культурный багаж, пересекают океан, воспроизводя сюжет давнего фильма Рене Клера "Призрак едет на Запад", где древний шотландский замок вместе со всеми призраками, тайнами и родовыми проклятиями переезжал в Америку. Голливуду уже не один десяток раз предрекали бесславный конец; возможно, именно с помощью заграницы он категорически отказывается оправдывать ожидания, всякий раз неутомимо восставая из пепла.

Впрочем, выходцы из СССР/России до сих пор принимали в строительстве Голливуда минимальное участие. Пожалуй, кроме Андрея Кончаловского, вспомнить практически некого; да и тот добился успеха лишь с помощью успешного мимикрирования, из неординарного, богатого на эксперименты с киноматериалом режиссера превратившись в профессионального поставщика стандартной жанровой продукции. Наших актеров Голливуд и вовсе перемалывал на костную муку: с концами в нем сгинул, сыграв пару эпизодических ролей, гениальный Савелий Крамаров, венец так и не задавшейся голливудской карьеры Владимира Машкова - блестящее исполнение роли обгорелого трупа в триллере "15 минут славы". Мелькал в Америке Сергей Бодров-старший, сейчас там работает Николай Лебедев ("Змеиный источник", "Звезда") - их фильмы никакой роли в американском кинопроцессе не играют, зато производят большое впечатление на российскую публику своей англоязычностью. Так было до нынешнего года - когда одним из самых громких фильмов неожиданно оказался дебют Вадима Перельмана "Дом из песка и тумана".

Конечно, успех Перельмана сложно отнести к достижениям отечественного кинематографа - из Советского Союза он уехал в четырнадцатилетнем возрасте, увозя с собой разве что воспоминания о киевском детстве. Некоторое время он с матерью, подобно многим евреям-эмигрантам из СССР, жил под Римом в пересыльном лагере, затем оказался в Америке, где, после неизбежной мучительной адаптации, потихоньку превратился в преуспевающего режиссера рекламных роликов. Вообще-то множество нынешних модных режиссеров, например Даррен Аронофски, приходят в большое кино именно из рекламы - перенося на широкий экран специфический, присущий именно рекламе сверхзвуковой монтаж, гипертрофированную энергетику, сложносочиненный образный метафоризм. В фильме Перельмана ничего подобного нет; дебютант, ко всеобщему удивлению, воспроизвел натуральный, почти уже забытый голливудский большой стиль, сложную психологическую драму с минимумом зрительных эффектов, весьма своеобразно оснастив ее приметами европейског

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (409) 1 марта 2004
Отставка правительства
Содержание:
Скупые рыцари уже не нужны

Административная реформа станет главной темой второго срока Владимира Путина. Смена правительства - лишь первое действие в решении задачи создания компактного и эффективного управленческого аппарата. Задачи, которую еще не смог решить ни один из руководителей России

Международный бизнес
Реклама