Новые пьесы культовых британских драматургов были представлены на фестивале молодой драматургии, который проходит сейчас в Москве. Оказалось, мастера современной драмы с удовольствием выполняют "социальный заказ". Сознание того, что они делают нужное для общества дело, заменяет им вдохновение. А искренний социальный пафос пьес обеспечивает некое подобие драйва.
Марк Равенхилл, чьи скандальные драмы - "Shopping & Fucking" и "Откровенные полароидные снимки" - идут сейчас не только в Москве, но и в сотнях городов по всему миру, написал душеспасительную пьесу для юношества "С тобой все кончено навсегда!". По композиции - да и по сюжету - это клон "Смешных жеманниц" Мольера. Классическая комедия переписана живым современным языком. Суть истории в том, что четыре девочки бросают своих парней, так как собираются стать звездами типа Spice Girls. Парни в ответ делают вид, что стали "Иванушками International", а потом признаются, что просто разыграли подружек. В результате девочки осознают, что слава - ничто, любовь - все, и возвращаются к своим любимым. "В этой пьесе, - предупредил перед читкой организатор фестиваля Михаил Угаров, - нет ни политики, ни мата, ни секса, ни больных СПИДом, ни гомосексуалистов". "Это не Равенхилл!" - закричал кто-то из зала. Нет, это все-таки Равенхилл. Только дистиллированный, рафинированный, обезвреженный, приспособленный для постановки в школьных театрах и категорически несмешной.
Несколько более энергичным оказался текст классика британской экспериментальной драмы Кэрил Черчилл "Ирак.doc". В этой нарочито плохо сделанной пьесе нет ни персонажей, ни сюжета. Первая ее часть - это чтение вслух выдержек из докладов американских политиков, в ходе которого наши подозрения о том, что если бы Саддама не было, то Штаты бы его выдумали, получают документальное подтверждение. Второй "акт" - куда более забавный и бойкий - собран из цитат с интернет-чатов, посвященных войне в Ираке.
Постановщица читки Светлана Димкович рассортировала реплики по актерам, создав некое подобие диалога. Интеллигентная блондинка, решительно возражающая против войны, стала у нее alter ego автора. Актер с лицом кавказской национальности выступал от лица разгневанных иракцев. А самые энергичные реплики вроде "Россия сосет. Франция сосет. Северная Корея отсасывает по полной. Саддаму копец. Мы победим!" достались отрицательным персонажам, старательно изображающим шовинизм, милитаризм и прочие свойства американской военщины.