Гармонизация по-европейски

27 сентября 2004, 00:00

Министры финансов стран - членов Евросоюза договорились о начале налоговой реформы. Ее цель - гармонизация налоговых ставок, и прежде всего для таких видов налогов, как налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Ставки налога на прибыль значительно разнятся в странах Восточной и Западной Европы. После расширения ЕС в мае 2004 года это стало для ЕС весьма острой проблемой. Если раньше лишь в одной стране Европейского союза - в Ирландии - был традиционно низкий уровень налогов, то сейчас таких стран стало одиннадцать. Во всех странах, вошедших в ЕС, с конца 90-х годов налоги снижались: таким способом правительства стран региона пытались привлечь инвестиции. Сочетание низких налогов, простоты административных процедур и дешевизны квалифицированной рабочей силы превратило страны Центральной и Восточной Европы в магнит для инвестиций, особенно из стран ЕС. Так, одна Словакия, где проживает 5,5 млн человек, только в 2002 году привлекла 4 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Снижались налоги и на западе Европы, но куда меньшими темпами (см.таблицу).

С расширением ЕС низкие ставки налогов на востоке Европы вызвали серьезную критику в столицах старых стран-членов. В среднем ставка налогов в десяти новых странах ЕС вдвое ниже, чем в пятнадцати старых. А в некоторых странах в дополнение к низким ставкам налогов действуют еще и льготы. В Эстонии, например, от налога освобождается реинвестированная прибыль. Как заявил министр финансов Франции Николя Саркози, такая ситуация расценивается как недобросовестное получение выгоды. Ведь новые страны - члены ЕС не только "уводят" инвесторов из стран западной Европы, но и получают значительные субсидии по линии структурных фондов ЕС. Получается, что старые страны-члены вынуждены платить по двойному счету - они и налоги недополучают, и субвенции перечисляют.

Франция и Германия предлагают выработать "коридор налоговых ставок" для стран Евросоюза, в рамках которого страны будут вольны выбрать конкретную цифру. Эту инициативу поддержали почти все страны, лишь пять - Британия, Ирландия, Мальта, Словения и Эстония - высказались против. Правительства этих стран полагают, что Париж и Берлин будут настаивать на достаточно высоком коридоре, а это может замедлить темпы экономического роста в странах с низкими на нынешний момент ставками налогов. Взгляды членов ЕС на проблему гармонизации налогов разнятся, а потому переговоры по этой теме могут затянуться надолго.