Российский сотовый оператор "Вымпелком", работающий под торговой маркой "Билайн", наращивает свою экспансию в Среднюю Азию. На прошлой неделе он объявил о приобретении сразу двух мобильных операторов Узбекистана, а в конце декабря за 12 млн долларов приобрел 60% акций таджикистанского оператора "Таком".
Первый из приобретаемых "Вымпелкомом" в Узбекистане операторов, Unitel, обслуживает более 364 тыс. абонентов и с долей в 31% занимает второе место на местном рынке. За 100% его акций россияне заплатят 200 млн долларов, а также возьмут на себя еще 13,4 млн долларов долгов. Вторая покупка -- Buztel -- обошлась "Вымпелкому" в 60 млн долларов плюс 2,4 млн долга. Интересно, что ранее Buztel принадлежал крупному акционеру самого "Вымпелкома" -- Altimo (бывшая "Альфа-Телеком"), который в декабре 2004 года приобрел его у индонезийской угледобывающей компании Bakrie Group всего за 4 млн долларов и позже присоединил к нему еще одного узбекистанского оператора -- Uzmacom. За счет этого в распоряжении Buztel оказалось около половины всего частотного ресурса в Узбекистане. Однако Buztel остался аутсайдером рынка -- его зона покрытия охватывает кроме Ташкента лишь несколько населенных пунктов, а количество абонентов не превышает 2,6 тыс. При этом население Узбекистана составляет более 26 млн человек при проникновении сотовой связи лишь около 4,5%. Показатель средней выручки с абонента в месяц (ARPU) в Узбекистане достаточно высок (около 17 долларов), что почти вдвое выше среднероссийского. По словам генерального директора "Вымпелкома" Александра Изосимова, в будущем количество абонентов сотовой связи в Узбекистане может достигнуть 6─7 млн человек, и "Вымпелком" рассчитывает заполучить из них около 3 млн.
У "Вымпелкома" в Узбекистане есть два основных препятствия для развития бизнеса: крайне бедное население и мощный конкурент -- компания Uzdunrobita, занимающая сейчас со своими 580 тыс. абонентов половину узбекистанского рынка. Еще в августе 2004 года ее приобрела МТС.
"Вымпелком" вслед за МТС начал активную экспансию за рубеж. После среднеазиатских приобретений он сравнялся с МТС по количеству стран присутствия -- у каждой из компаний их по четыре. Сейчас оба оператора и их акционеры судорожно ищут объекты для новых поглощений, причем не только в СНГ, но и во всей Азии. Таких, по словам Александра Изосимова, осталось очень немного. В частности, привлекательными рынками "Вымпелком" считает Вьетнам и Афганистан -- там и населения много, и сотовая связь еще мало развита, и есть возможность для покупки местной компании.