Подземная колыбель концептуализма

26 июня 2006, 00:00

В Историческом музее проходит выставка «Терракотовая армия». На ней представлены четырнадцать глиняных фигур воинов из знаменитого погребения китайского императора Цинь Шихуанди, объединившего в III веке до н. э. Китай. Эта могила, открытая в 1974 году, молниеносно прославила древний Сиань и его окрестности. Строго говоря, она еще до конца не открыта. Из-под земли за прошедшие тридцать с лишним лет появились восемь тысяч фигур воинов из обожженной глины, две тысячи отреставрированы, четырнадцать приехали в Москву. В качестве подкрепления с ними приехали еще семьдесят копий терракотовых воинов и копия запряженной лошадьми колесницы.

Конечно, понять сумасшедший замысел императора-объединителя по нескольким фигурам под стеклянными колпаками так же трудно, как ощутить нечеловеческий масштаб египетских пирамид по десятку каменных блоков, аккуратно расставленных в музейной витрине. Можно только убедиться в том, что эта неправдоподобная гробница, представляющая собой терракотовое людское море, и в самом деле существует. Что касается ее заказчика, по воле которого две с лишним тысячи лет тьма народу дышит друг другу в затылок, то он был не кем иным, как подлинным прародителем концептуального искусства. По размаху и близости к матери-земле «Терракотовая армия» — настоящий лэнд-арт (не она ли навела Николая Полисского на мысль вывести на зимние берега Угры полк воинов-снеговиков?). По эффекту же это остроумный хэппенинг: заставив несколько сотен мастеров десятки лет лепить и обжигать фигуры для своего захоронения, император предпочел быть погребенным в другом месте.