У Siemens пропала связь

Елена Рыцарева
26 июня 2006, 00:00

Концерн Siemens расстается со своим последним телекоммуникационным активом. В новом совместном предприятии с корпорацией Nokia будут править бал представители Финляндии

Финская корпорация Nokia и немецкий концерн Siemens решили совместно противостоять натиску конкурентов в сфере производства инфраструктурного оборудования для операторов связи. Компании на паритетных началах создают совместное предприятие — Nokia Siemens Networks (NSN), куда войдут их соответствующие подразделения. NSN станет третьим в мире производителем оборудования для операторов связи с оборотом более 15,8 млрд евро. Руководители компаний на пресс-конференции, посвященной этому событию, говорили о синергии, грядущей экономии издержек, наиболее полном портфолио продуктов. На самом же деле Nokia и Siemens решили объединить не самые крупные и не самые «здоровые» свои подразделения. Доля последних в обороте обеих компаний неуклонно снижалась, они зачастую несли убытки и портили корпоративную отчетность.

Теряя позиции

Бренд Nokia в первую очередь ассоциируется у нас с мобильными телефонами. И это неудивительно. Финская компания — бесспорный лидер мирового рынка в этом сегменте, 80% ее оборота занимают мобильные устройства. Но так было не всегда. Еще в начале 90-х мобильные телефоны составляли лишь малую толику в обороте Nokia, хотя телекоммуникационное оборудование уже тогда было основным бизнесом компании, но это были телефонные станции, кабели и другие системы для фиксированных сетей (в ассортименте Nokia присутствовали также телевизоры, бытовая техника, электронные устройства). В 1992 году к руководству компании Nokia пришел Йорма Оллила, который до этого возглавлял небольшое подразделение Nokia Mobile Phones. Он чувствовал, что за сотовыми телефонами огромное будущее, и решил сделать свое подразделение главным в компании, а большинство других продать. Сейчас этот шаг описан как образец во многих учебниках по стратегическому менеджменту, а Йорму Оллилу называют гуру мобильного мира. Но с этого момента подразделение оборудования для операторов начало становиться падчерицей в компании. Конечно, Nokia продолжала вести серьезные исследования в этой области, новинки выходили на рынок не позже, чем у конкурентов, но основное внимание уделялось все же мобильным телефонам.

Закат телекоммуникационного подразделения Siemens был еще более прозаичным. В 2000 году в отрасли разразился кризис, операторам стало не на что покупать оборудование. Специализированные производители телекоммуникационного оборудования затянули пояса, начали проводить массовые сокращения, считать каждую копейку. В Siemens было легче — за телекоммуникационным подразделением стоял целый концерн, производящий не только средства связи, но и турбины, чипы, автокомпоненты. Вероятно, это в какой-то момент и расслабило работников телекоммуникационного направления — их подразделение из кризиса так и не вышло. Если в 2002 году бизнес Siemens в области IT составлял более 20 млрд евро, то в 2005-м он уменьшился до 13 млрд. Сначала от компании отделился бизнес по производству компьютеров — в СП Fujitsu-Siemens, а затем и по производству мобильных телефонов — он перешел к тайваньскому производителю BenQ. И вот настал черед последнего телекоммуникационного куска Siemens.

Все эти события в жизни двух компаний нашли отражение и на российском рынке. В начале 90-х Nokia и Siemens были первыми поставщиками оборудования для юных российских операторов сотовой связи. Казалось, застолбив позиции и в МТС, и в «Северо-Западном GSM» (который потом перерос в «Мегафон»), можно легко занять половину рынка оборудования для сотовых сетей. Но так не случилось. Nokia cмалодушничала во время кризиса августа 1998 года и вообще закрыла офис Nokia Networks в России, хотя буквально через полгода после этого наши игроки начали сотовую экспансию в регионы. Только недавно компания снова стала активно участвовать в тендерах, но самые сладкие куски за это время уже ушли шведской Ericsson и китайской Huawei и американским игрокам. Siemens же, по отзывам участников рынка, в тендерах на закупку оборудования ведет себя недостаточно гибко и почти всегда проигрывает по цене.

Последнее вполне естественно: громадные издержки — бич телекоммуникационного подразделения Siemens. А главная причина высоких издержек — германское законодательство о труде, не позволяющее легко выносить производство в развивающиеся страны, безболезненно увольнять сотрудников или хотя бы сокращать им зарплаты.

В мае — за месяц до объявления нынешнего объединения — Siemens проводил в Мюнхене специальную конференцию для аналитиков отрасли. «Мы не убеждены, что у телекоммуникационного подразделения Siemens есть заслуживающая доверия долгосрочная стратегия», — такой вывод сделал после многочасовой встречи с руководством Siemеns глава телекоммуникационного подразделения известной исследовательской компании Ovum Тони Лавендер.

Силы не равны

Если для Siemens создание СП — логичный шаг (на этом рынке компании мало что светило), то побудительные мотивы Nokia не столь очевидны. Обсуждая это событие, наблюдатели рынка в первую очередь говорят о чреде слияний, поразивших отрасль в последнее время. В прошлом году шведская Ericsson купила британскую Marconi. В нынешнем объявили о слиянии французская Alcatel и американская Lucent Тechnologies. Мол, в теперешних условиях выживают только очень крупные компании — у них и сократить издержки на исследования получается хорошо, и кредиты им дают дешевле. Так, Nokia Siemens Networks уже пообещала сократить ежегодные расходы на 1,5 млрд евро к 2010 году. «Я думаю, консолидация отрасли означает, что мелким игрокам будет труднее продвигаться вперед», — сказал президент Nokia Олли-Пекка Калласвуо.

Но это все общие соображения. Выгоды Nokia становятся понятны, если внимательнее присмотреться к составу новой компании. Если Siemens в обмен на 50% объединенной компании отдает подразделение с оборотом 9,2 млрд евро (данные за 2005 год), то Nokia — подразделение с оборотом 6,6 млрд евро. Правда, тут стоит уточнить, что бизнес у Nokia более прибыльный — его рентабельность 13%, тогда как у Siemens этот показатель составляет лишь 3,5%. Одна из причин — у Siemens слишком раздуты штаты. Так, от Siemens в новую компанию приходят 40 тыс. работников, а от Nokia — всего 19 тыс.

Наконец, финны пошли на слияние прежде всего потому, что именно Nokia будет рулить новой компанией. Штаб-квартира Nokia Siemens Networks будет находиться в Финляндии. Возглавит вновь созданную фирму Саймон Бересфорд-Уайли, который руководит подразделением Nokia Networks. Будет у Nokia и преимущество в совете директоров новой компании. Более того, некоторые аналитики также ожидают, что Nokia в будущем получит полный контроль над СП, пишет Financial Times. Инвестбанкиры полагают, что новая компания, стоимость которой оценивается в 20 млрд евро, в конечном итоге станет автономной — либо через проведение первичного размещения акций, либо путем выкупа доли одного из партнеров.

Рыночные перспективы

Что, как и кому будет продавать новое СП? Сейчас арсенал оборудования, которое Nokia Siemens Networks может предложить заказчикам, весьма внушителен — он покрывает большинство потребностей компаний как фиксированной, так и мобильной связи. И Siemens, и Nokia, несмотря на трудности, по-прежнему имеют хорошую репутацию в связистской среде, на их оборудовании работают не только многие европейские сети, но и операторы связи в Северной и Южной Америке, Индии, Китае и других странах Азии.

Первая цель новой компании, по заявлению руководства, — стать лидером на рынке оборудования связи для мобильных сетей. Этот рынок сейчас самый большой — в 2005 году он составлял 52 млрд долларов, а СП по результатам 2005 года занимает на нем второе место с долей 23% (после Ericsson, у которой 26%). Однако, судя по активной деятельности шведов в последние годы, эта компания не собирается отдавать лидерство. Кроме того, в отличие от Nokia Siemens Networks, которая сильна в одной технологии мобильной связи третьего поколения — WCDMA, Ericsson умеет делать оборудование и другого стандарта — CDMA2000.

Что касается сетей фиксированной связи, то тут у СП более слабые позиции — оно на третьем месте с долей 7%. С одной стороны, в этом сегменте сильно давят китайцы, которые сначала завоевали рынок демпингом, а теперь увеличивают свою долю на рынке за счет повышения качества и готовности работать денно и нощно. C другой стороны, рынок осваивает американская компания Cisco Systems — лидер в оборудовании, работающем по интернет-протоколу IP. Сегодня Cisco Systems с оборотом 24,8 млрд долларов по результатам 2005-го финансового года — крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования в мире, основные его заказчики — корпорации. Последние семь лет компания атакует сегмент операторов связи и здесь достигла немалых успехов.

Впрочем, главные опасности для нового СП таятся не в происках конкурентов, а внутри компании. От Саймона Бересфорда-Уайли ждут решительных действий. По оценкам аналитика Nomura Securities Ричарда Виндзора, Nokia Siemens Networks только тогда будет конкурентоспособной, когда сократит число своих работников с нынешних 60 тыс. до 40 тыс. человек. А для этого надо преодолеть сопротивление немецких профсоюзов. Вторая задача Саймона Бересфорда-Уайли — сосредосточиться на нескольких ключевых решениях и проводить мощную агрессивную политику. Пока объединяемым подразделениям это было несвойственно. Возможно, мысль о том, что теперь они не члены отстающего дивизиона, а самостоятельные игроки, вдохновит работников Nokia Siemens Networks. Только с этим боевым настроением можно удержать нынешние позиции.