В Берлин или в Японию отправит ВТО

26 июня 2006, 00:00

На прошлой неделе ведущая российская компания по производству железнодорожной техники «Трансмашхолдинг» (ТМХ) объявила о покупке одного из двух крупнейших вагоностроительных предприятий бывшего восточногерманского концерна Deutsche Waggonbau AG. ТМХ приобрел Fahrzeugtechnik Dessau AG (FTD Dessau) — это бывший завод Waggonbau Dessau, находящийся примерно в ста километрах от Берлина, в городе Дессау. О деталях и сумме сделки не сообщается.

FTD Dessau — старейший инжиниринговый и производственный центр в Европе. Во времена существования Варшавского договора Waggonbau Dessau специализировался в основном на изготовлении спальных вагонов и вагонов-рефрижераторов. Но в начале 90-х, когда произошло объединение Германии, а Варшавский блок распался, завод в Дессау пришлось перепрофилировать. Сейчас это предприятие специализируется в основном на опытно-конструкторском направлении: на разработке и опытном производстве различных типов подвижного состава (пассажирские вагоны, пригородные и межрегиональные электропоезда), городского рельсового транспорта и различных комплектующих. По сути дела, FTD Dessau превратился в инжиниринговый центр, работающий на аутсорсинге. Заказчиками завода в свое время были крупнейшие компании транспортного машиностроения — и Alstom, и Bombardier, и Siemens. (По словам директора департамента по связям с общественностью ТМХ Артема Леденева, самым серьезным заказчиком для FTD Dessau до недавних пор был Alstom.)

Для ТМХ покупка FTD Dessau — это выход на рынок производства подвижного состава для транспортной колеи 1435 мм (стандарт принят в Европе, Иране и некоторых арабских странах). Потенциально FTD Dessau со своей продукцией мог бы занять до 5–7% этого рынка, а общий его объем, по оценкам специалистов, превышает 3 млрд евро. «В первую очередь для нас покупка завода в Дессау, — говорит Артем Леденев, — это доступ к уже разработанным технологиям». В частности, у FTD Dessau есть интересные решения в части приводов, алюминиевых кузовов, прислонно-раздвижных дверей, технологий производства трамваев. «Мы бы и сами смогли рано или поздно придумать и внедрить подобные инновации, — считает г-н Леденев, — но нам надо спешить. Не за горами вступление в ВТО, и нам необходимо до этого времени набрать конкурентных преимуществ, пока мы не стали проигрывать в соотношении цена-качество иностранным игрокам в борьбе за контракты с российскими железнодорожниками».

Интересно, что одновременно с «Трансмашхолдингом» о радикальных действиях в части собственного инжиниринга объявил еще один российский игрок рынка железнодорожного машиностроения — группа компаний «Промтрактор». Ее дочерняя компания «Промтрактор-вагон» подписала контракт с японской Nippon Sharyo на проведение проектных работ по созданию производства вагонов нового поколения. Nippon Sharyo является производителем знаменитых скоростных поездов «Синкансэн» (японцы называют их поездами-пулями), ставших одной из визитных карточек Японии. По условиям контракта Nippon Sharyo обязуется к декабрю 2006 года представить окончательный проект с подробным описанием технологии производства, состава и расстановки необходимого оборудования и системы управления производственным процессом, за основу которой взята известная система «канбан» от компании Toyota.