Стратегия для островов

О ключевых параметрах социально-экономического развития дальневосточных островов России в интервью «Эксперту» рассказал губернатор Сахалинской области Иван Малахов

Совместный проект журнала «Эксперт», ИРП и администрации Сахалинской области

— Давайте начнем с главного вопроса — о миссии региона. Вы приняли амбициозную стратегию развития области, которая предполагает, по нашим оценкам, порядка 50–70 миллиардов долларов инвестиций до 2020 года. Зачем все это нужно? Какая у Сахалина стратегическая задача?

— Не секрет, что положение России на Востоке довольно сложное. Не секрет и то, что объем и темп роста инвестиций на востоке России и в странах АТР несопоставим.

— Да, ежегодные инвестиции в странах АТР в восемьдесят раз превышают инвестиции в Сибирь и Дальний Восток России.

— Вот именно. И России пора этому что-то всерьез противопоставить. Нужен принципиально иной масштаб деятельности, нужны крупные инвестиционные проекты, которые выведут нас в лидеры в тех секторах, где это возможно, где у нас есть заделы и амбиции. Страна должна заявить о своих лидерских амбициях на Востоке, как мне кажется.

— И отсюда долгосрочная миссия Сахалина…

— Совершенно верно: реализовывать конкурентные преимущества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— Восемьдесят процентов потенциальных инвестиций на Сахалин — это нефтегазовый комплекс, проекты «Сахалин 1–5». Согласуется ли это с полумиллионным населением?

— Ответ напрямую связан с миссией: мы должны реализовать все наши конкурентные преимущества. Поэтому проект не ограничивается выкачиванием нефти и газа по трубе на экспорт, что, с моей точки зрения, означало бы энергообеспечение чужого экономического роста. Наш проект этому подходу противостоит. Поэтому наша стратегия сбалансирована между четырьмя приоритетами: нефтегазовый кластер, рыбопромышленный кластер, лесопромышленный кластер и туризм. Каждый кластер ориентирован на максимальное увеличение создаваемой добавленной стоимости.

Транспортные увязки

— Перейдем к отраслевым проблемам. Какова стратегия развития транспортной инфраструктуры на острове?

— Дефицит транспортной инфраструктуры — одно из главных на сегодня ограничений для реализации сценария интенсивного развития промышленности и экономики Сахалинской области. Транспортная инфраструктура острова сплошь состоит из узких мест: это касается и железнодорожной, и автодорожной, и портовой инфраструктуры.

Самый очевидный проект первой необходимости — полная перешивка железнодорожного полотна на острове. Сейчас у нас три колеи — стандартная российская, японская и узкоколейка. Наша основная задача — полностью перейти на российский стандарт, оставив узкоколейку лишь для локальных производственных нужд, и соединить общей железной дорогой юг и север острова, а также основные порты. Вторая цель — модернизировать портовую инфраструктуру, привести ее в соответствие потребностям прежде всего угольного и рыбопромышленного комплексов. Третья — модернизировать паромную переправу Ванино—Холмск. Наконец, четвертая задача — построить ряд автомобильных дорог международного стандарта на Сахалине и на нескольких островах Курильской гряды.

— В стратегии развития области рассматривается и ал

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (519) 3 июля 2006
    Мировые финансы
    Содержание:
    Нас не вычеркивайте

    Новая многовалютная финансовая система будет формироваться при активном российском участии

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама