Победоносная посредственность

Культура
Москва, 22.01.2007
«Эксперт» №3 (544)
Фильм «Рокки Бальбоа» — прекрасная демонстрация того, как и за счет чего создается успешный блокбастер

В новом, шестом по счету, эпизоде похождений Рокки — великого боксера, грозы всех непобедимых и слишком много о себе воображающих чемпионов, — мы вновь видим, как бойко машет кулаками на ринге Сильвестр Сталлоне. Кто бы мог подумать: последний раз он делал это шестнадцать лет назад. Нынче Итальянский Жеребец, он же попросту Слай, разменял уже шестой десяток, но трицепсы его по-прежнему неправдоподобно бугрятся, по-прежнему снопом валится на пол очередной негр-зазнайка и по-прежнему вся Америка стройными рядами марширует поглядеть на это удивительное зрелище. Такое ощущение, что нынче в моде геронтофилия: вот-вот начнутся съемки «Рэмбо-4» все с тем же, разумеется, Сталлоне, а Спилберг окончательно решился возобновить «Индиану Джонса» с Харрисоном Фордом, которому не так уж много осталось до семидесяти. Как будто жизнь воспроизводит сюжет «Космических ковбоев», где старики-астронавты совершали чудеса героизма в пример молодому поколению.

Впрочем, дело, разумеется, не в том, что в Голливуде разработали специальную программу по трудоустройству заслуженных пенсионеров. Скорее нам наглядно демонстрируют торжество вечных ценностей по-голливудски, яснее ясного объясняют нехитрые истины: блокбастер, если он хочет быть подлинно успешным, должен являть собой не просто зрелище. И почтенный старичок может оказаться записным мачо, и никчемный, казалось бы, сиквел с помощью волшебной силы искусства может затронуть самые основы национальной души.

Мечта о хромоножке

Киносериал про Рокки Бальбоа — редкий пример успешного воспроизводства сиквелов. Не потому, что все они были один лучше другого, скорее наоборот — и первый был откровенно так себе, и остальные вполне ему соответствовали. Что отнюдь не помешало им превратиться в одно из главнейших достижений Голливуда, и не просто в коммерческом плане — история Рокки стала одним из важнейших голливудских мифов 70–80-х, и миф этот до сих пор, как мы видим, прекрасно себя чувствует.

Первый «Рокки», снятый малопримечательным ремесленником Джоном Авилдсеном, вышел в 1976 году. Никому в то время не известный Сталлоне, в послужном списке которого было только одно крупное достижение — главная роль в порнографическом фильме, сочинив сценарий, продал его с единственным условием: он должен был играть центрального героя. Следующие три ленты Слай поставил сам, лишь на «Рокки-5» (1990), до недавнего времени последний фильм серии, вновь позвав Авилдсена.

Все эти фильмы были сделаны по одному универсальному канону. Начиналось все каждый раз с того, что главный герой представал перед нами в весьма жалком виде: мы видели симпатичного, но слабого, бедного, скромного и вообще мало приспособленного к жизни парня, типичного, одним словом, неудачника, мало чего требующего от судьбы. Боксировать ему трудно, потому как проблемы со зрением, а ничего больше он толком делать не умеет; главная его любовь — тихоня-хромоножка в толстенных очках, продавщица в зоомагазине. Рокки в принципе вполне устраивает серая, непримечательная, хоть и душевная жи

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (544) 22 января 2007
    Конфликт с Белоруссией
    Содержание:
    Почти безголовый союзник

    Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама