Намечается оттепель

Политика
Москва, 26.03.2007
«Эксперт» №12 (553)
Президент Узбекистана выступил с законодательной инициативой, которая может означать начало процесса демократизации в республике

В законодательство Узбекистана в ближайшее время будет внесен ряд поправок, которые предложил президент Ислам Каримов и уже одобрила нижняя палата парламента. Речь идет о законе «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», а также поправках к трем статьям конституции. Многие российские и западные журналисты окрестили эти новшества предвестниками грядущей демократизации, началом политической оттепели. Фактически вносимые предложения действительно имеют демократический характер, но пока это лишь первые шаги. К тому же закон вступит в силу 1 января 2008 года, после президентских выборов, которые намечены на конец декабря 2007-го.

Согласно закону «Об усилении роли политических партий», в узбекское законодательство впервые вводится понятие «фракция». В предложенной формулировке это — «объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения ее интересов в законодательной палате и зарегистрированное в установленном порядке». В свою очередь несколько фракций и депутатов, избранных от инициативных групп избирателей, могут теперь образовать блок «исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач».

Новшеством можно назвать и понятие оппозиционности: «Фракции, не разделяющие программу правительства или отдельные его направления, могут объявить себя оппозиционными». Смысл этого положения предельно ясен: участники оппозиции теперь могут рассчитывать на то, что, заявив о своем существовании, они не попадут под репрессии. А партийная фракция, объявившая себя оппозиционной, получит право вносить на обсуждение альтернативную редакцию законопроектов, ее особое мнение по обсуждаемым вопросам будет фиксироваться в протоколах заседаний парламента. Кроме того, оппозиционной фракции гарантируется участие ее представителей в согласительной комиссии по законопроектам, отклоненным сенатом (верхней палатой парламента).

Таким образом, на семнадцатом году независимости республики депутатам узбекского парламента разрешили иметь свое мнение и высказывать его. Правда, в этом пункте закон дублирует 29-ю статью конституции 1992 года, в которой говорится, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Зачем потребовалось такое повторение, руководство страны не уточнило: возможно, обществу дают понять, что времена меняются; но не исключено, что закон предназначен для внешней аудитории. Судя по реакции части зарубежной прессы, закон достиг этой цели.

В любом случае реалии Узбекистана таковы: в республике есть много хороших законов, но они не работают. В конституции, например, категорически запрещена цензура, но вплоть до 2002 года она существовала — без печати штатного цензора в местных СМИ ничего не могло быть опубликовано. Примерно так же обстоят дела и с другими законами — они выполняются лишь в тех случаях, когда это не противоречит интересам властей.

Что касается отдельного закона о поправках к трем статьям конституции, то внимания

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (553) 26 марта 2007
    Рейтинг политической влиятельности
    Содержание:
    Кто следующий?

    В нынешней системе политической власти «демократы» федерального масштаба обыгрывают «силовиков», но при этом российские силовые структуры имеют огромное влияние на уровне регионов. Главным инструментом «разоружения» внутренней российской политики могут стать «Единая Россия» и будущий президент

    Обзор почты
    Реклама