Компания «Форд» отметилась в коллекции классики бизнес-кейсов не один раз, даже далекий от бизнеса человек вспомнит про изобретение конвейера Генри Фордом или процитирует его знаменитую фразу «Мне нравится любой цвет, если он черный». Не так давно «Форду» пришлось отработать еще один классический сюжет: «харизматический лидер вытаскивает промышленного гиганта из кризиса». В 1999 году благодаря нескольким новым моделям все проблемы сводились к одной — как бы получше распределить фантастическую прибыль. Но рухнул фондовый рынок, и через сто лет после основания Ford Motor Company оказался у подножия пирамиды Маслоу, решая основную проблему — выживания.
Рассказ о том, как правнук основателя компании Билл Форд-младший сделал это, читается как добротный производственный роман: взаимоотношения с дилерами и метания между логотипами, интриги в высшем руководстве, секретные документы и громкие увольнения. И вместе с тем это не что иное, как труд по психологии личности, отвечающий на классические вопросы: что значит быть лидером и как воспитать достойного наследника.
Родители Билла, например, всячески поощряли в детях соперничество. Мать возила сына по выходным в другой город играть в хоккей с подростками, не знавшими о его происхождении. У него не было ни телохранителей, ни шофера. Вариант «не работать вообще» обладатель состояния в 100 млн долларов не рассматривал в принципе: прежде чем занять кресло председателя правления, Билл Форд-младший поработал на пятнадцати разных должностях, причем первое время — инкогнито. А когда в производственном комплексе произошел взрыв, Форд отправился туда вопреки советам своего директора по связям с общественностью, предложив понизить себя в должности в ответ на аргумент «генералы на передовую не ездят». А потом дрожащим голосом комментировал трагедию журналистам, объезжал больницы, платил из своего кошелька за еду и гостиницу для семей пострадавших и присутствовал на всех похоронах.