Личность имеет значение

Гамлет Матевосян
2 апреля 2007, 00:00

В Армении скончался политик, которому почти семь лет удавалось сглаживать политические противоречия в стране. Теперь обстановка может измениться, особенно в связи с близящимися парламентскими выборами

Премьер-министр Армении Андраник Маркарян скоропостижно скончался от сердечного приступа 25 марта в своей квартире в Ереване в возрасте 55 лет. Согласно результатам судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила от внезапной остановки сердца, вызванной нарушением кровообращения коронарных сосудов.

Маркарян возглавил правительство в мае 2000 года. Это был крайне сложный период в истории страны. После теракта 27 октября 1999 года, когда прямо во время заседания парламента были убиты премьер-министр Вазген Саркисян и спикер Национального собрания Карен Демирчян ситуация выглядела критической: армия не доверяла руководству страны, обвиняя его в организации теракта, общество не доверяло ни власти, ни армии. Стало очевидно, что правительство должен возглавить компромиссный политик, не вызывающий возражений ни у одной из политических группировок, умеющий сглаживать острые углы. Такой человек и был найден — Андраник Маркарян.

С тех пор чуть ли не ежемесячно появлялись слухи о его отставке, однако это не помешало Маркаряну проработать премьер-министром дольше всех своих предшественников (до его назначения главой правительства за девять предыдущих лет независимости в стране сменилось девять премьер-министров). Не случайно одна из местных газет назвала его «премьером армянской стабилизации».

Несмотря на свою лояльность правящему в Армении тандему — президент Роберт Кочарян и министр обороны Серж Саркисян, — Маркаряну все-таки удавалось сохранить некоторую самостоятельность, что позволяло ему пользоваться авторитетом в обществе и у оппозиции. «Это был человек, который многое сделал для страны и соответствовал своей должности», — говорит лидер оппозиционного Национально-демократического союза, депутат парламента Вазген Манукян.

Кончина премьера вызвала самые разные комментарии армянских и зарубежных политологов. В числе прочих, по армянской политической традиции, были и предположения о «неслучайности его внезапной смерти». Впрочем, в том, что смерть премьер-министра и ключевой фигуры в правящей Республиканской партии серьезно повлияет на внутриполитическую обстановку, не сомневается никто. Ситуация усугубляется еще и тем, что Армения вступает в предвыборный период. На 12 мая намечены парламентские выборы. А в следующем году должны состояться выборы президента, причем у нынешнего главы государства истекает второй срок, и участия в президентской гонке он принимать не будет.

Борьба за президентское кресло обещает быть очень непростой. Главным претендентом считается секретарь Совета национальной безопасности и министр обороны Серж Саркисян, возглавляющий политсовет Республиканской партии. Популярность его среди населения не слишком велика, к тому же в ближайшем окружении Кочаряна многие опасаются, что, став президентом, Саркисян начнет передел контролируемых финансовых потоков в пользу своих людей. Так что кроме сложностей с оппозицией, которая уже сейчас настроена на «оранжевый» сценарий, у него могут возникнуть и серьезные проблемы внутри властных групп.

В этой ситуации ему совсем не помешало бы усилить свои позиции во власти. А потому многие полагают, что именно он займет кресло премьер-министра. Впрочем, рассматривается и другой вариант — назначение временной, принципиально несамостоятельной фигуры (таким премьером может стать министр по территориальному управлению Овик Абрамян). Президент Армении уже провел консультации с представителями парламентских фракций, входящих в проправительственное большинство (фракций Республиканской партии Армении, партии «Дашнакцутюн» и Объединенной трудовой партии), и по итогам этих консультаций было достигнуто соглашение о том, что пост премьер-министра будет предложен представителю Республиканской партии.