Интерес «иностранцев» к российскому банковскому рынку не остывает — доля участия нерезидентов в уставном капитале отечественных банков за первые шесть месяцев 2007 года увеличилась с 15,9 до 21,25%. Прошлогоднее повышение квоты участия в капитале до 50% оказалось для них очень кстати. Сама квота будет полностью выбрана через год-два, а российские кредитные организации должны готовиться к масштабному наступлению со стороны своих зарубежных коллег, причем не только с запада, но и с востока.
Сегодня в России предоставляют розничные услуги только семь из 30 крупнейших в мире банковских групп: Citibank, BNP Paribas, Societe Generale, Morgan Stanley (Городской ипотечный банк), UniCredit (ММБ), Banco Santander (Экстрабанк) и Commerzbank. Следовательно, основное наступление мировых банковских гигантов (в особенности банков из Британии, США и Японии) еще впереди. Так, в конце августа Банк России выдал разрешение на приобретение доли свыше 20% в ряде российских банков из первой сотни нескольким зарубежным кредитным организациям, которые пока не имеют своего бизнеса в России.
На переговорах относительно вступления России в ВТО с Соединенными Штатами была достигнута договоренность о том, что прямые филиалы иностранных банков на рынок допускаться не будут. Но вопрос будет вновь поднят на очередных переговорах по вступлению России в ОЭСР — и это беспокоит многих банкиров. На наш взгляд, даже если все ограничения будут сняты, банковский сектор все-таки будет защищен, уже не институциональными, а рыночными барьерами.
Проспали рынок
Первый зампред Банка России Геннадий Меликьян на банковском форуме в Сочи назвал вкусовщиной опасения по поводу тотальной скупки российских банков «иностранцами». Это вполне разумная позиция: большинство иностранных игроков, желающих сегодня выйти на российский рынок, вынуждены принимать гораздо более сложные и взвешенные решения, чем их более расторопные коллеги три-пять лет назад.
Первая проблема — целевой сегмент, на котором можно быстро занять ощутимую долю рынка, пользуясь технологическими и ресурсными преимуществами. Работа с депозитами «иностранцам» не интересна — привлекать средства на российском рынке обходится дороже, чем за рубежом. Что касается кредитования, то спрос в основных сегментах — крупные корпоративные клиенты и «физики» — уже в значительной степени насыщен. Спрос корпоративных клиентов на заемные ресурсы уходит в облигации, а «розница» становится все более сложным бизнесом.
Наиболее привлекательно сегодня выглядит кредитование малого и среднего бизнеса, а также специализированные кредитные продукты для физических лиц (автокредиты и ипотека). Однако риски работы с российским малым бизнесом для «иностранцев» слишком высоки и не очень понятны. А за автокредиты и ипотеку уже сейчас разворачивается довольно жесткая конкуренция, и в перспективе она будет только усиливаться.
Это подтверждается снижением доли банков с участием иностранного капитала в общем объеме выданных розничных кредитов за последние полтора года с 30 до 10%. При этом такая же картина наблюдается и в большинстве сегментов розничного кредитования. Однако в сегменте автокредитования их доля снизилась еще более значимо: с 50 до 20%.
Единственный сегмент, по данным «Эксперт РА», в котором наблюдается обратный тренд, — ипотека. Но там это обусловлено тем, что у российских банков не так много свободных долгосрочных средств. Однако даже в этом сегменте рост доли нерезидентов в общем объеме выданных ипотечных кредитов очень незначительный: по три процентных пункта за год. В итоге за последние два года их доля достигла лишь 19%.
С другой стороны, по количеству выданных ипотечных кредитов доля иностранных «дочек» выросла существенно: с 5 до 17%. Парадокс? Вовсе нет. Столь большая разница в соотношении объема и числа выданных кредитов объясняется очень просто: 90% кредитов выдано прежде всего в двух столичных городах. В московском и питерском регионах доля нерезидентов в общем объеме выданных кредитов более чем в два раза превышает общестрановой уровень: здесь она достигает 40%. В регионах «иностранцы» ипотечных услуг почти не предоставляют.
Доля ипотечных кредитов, выданных всеми банками в двух центральных городах России, не превышает 35% от общего объема предоставленных населению средств в этом сегменте рынка. То есть основная доля кредитов выдается именно в регионах, где иностранные банки представлены очень слабо. Этот факт связан с еще одной проблемой проникновения на российский рынок для нерезидентов: отсутствием у них разветвленной филиальной сети.
Это препятствие на первый взгляд легко устранить — достаточно купить российский банк. Но часто такой шаг не решает проблему. А все потому, что «иностранцы» предпочитают формально использовать свои стандартные технологии при работе на новом рынке. Сегодня зарубежным банкам изначально дешевле получить пустую филиальную сеть, чем постепенно переводить приобретенный российский банк на западные стандарты. Этим соображением руководствовался, например, «Райффайзен», покупая Импэксбанк. Через некоторое время после покупки «Райффайзен» приостановил выдачу кредитов по схемам Импэксбанка, сменил менеджмент и, наконец, объявил о намерениях отказаться от бренда. Вероятно, это было сделано потому, что у банков изначально были абсолютно разные понятия об уровне принимаемого на себя риска, а совместить два несхожих видения «Райффайзен» счел невозможным. Естественно, следствием такой политики стал отток лояльных клиентов в регионах. Вместо того чтобы постепенно перенять часть российских технологий по работе с региональными клиентами и одновременно обучить российских клиентов западным технологиям, «Райффайзен» предпочел шоковую терапию. Были ли эффективны в этом случае затраты — вопрос открытый.
Примерно такой же формальный подход демонстрирует другая «дочка» иностранного банка — Ситибанк. Он при выходе на российский рынок обошелся без покупок, однако, опять же, из-за формального подхода не смог прорваться в первую десятку, а за последний год и вовсе опустился в банковских рэнкингах с 14-й на 17-ю позицию.
Защита — нападение
Конечно, есть сегменты, в которых иностранные банки явно обгоняют отечественных игроков. Это прежде всего инвестиционно-банковское направление и другие виды банковского бизнеса, где просто необходимо иметь доступ к дешевым ресурсам и всегда оставаться на передовом крае банковских технологий. Укрепление позиций иностранных банков на этих направлениях очевидно, однако есть одна существенная оговорка. Поскольку российский банковский сектор отличается доминированием госбанков, правила игры будут лояльны к нерезидентам лишь настолько, насколько они не будут создавать ограничений для Сбербанка и ВТБ.
Уже сейчас можно утверждать, что первый страх перед иностранным наступлением постепенно отходит. Более того, как заявил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков, во время переговоров по вступлению России в ОЭСР вполне может быть выдвинуто контрпредложение — по снижению квоты присутствия нерезидентов в совокупном уставном капитале.
И весьма вероятен сценарий, что к моменту вступления нашей страны в эту организацию российские банки будут уже достаточно сильно интегрированы в международную банковскую систему, лишив «иностранцев» основных конкурентных преимуществ. При такой активизации российских банков доля участия «иностранцев» может снова опуститься на уровень 20%, который в США считается вполне приемлемым с точки зрения независимости банковского рынка. А о повторении сценария Восточной Европы, при котором нерезидентам принадлежит свыше 90% банковских активов, говорить в среднесрочной перспективе не приходится.