Банк Англии планирует выделить 100 млрд долларов, чтобы предотвратить распространение кредитного кризиса на банковскую систему и британскую экономику в целом. Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг и глава Банка Англии Мервин Кинг уже одобрили схему, которая позволит банкам и ипотечным компаниям обменять находящиеся на балансах плохие активы (те же ипотечные облигации, которые они не могут продать инвесторам) на ликвидные государственные облигации. Когда схема заработает, доверие на рынке будет восстановлено и банки вновь начнут кредитовать друг друга.
Банк Англии пытается оказать экстренную поддержку британским банкам в очень сложное время. Так, второй крупнейший банк Британии Royal Bank of Scotland (RBS) запланировал провести дополнительную эмиссию акций для существующих акционеров на 24 млрд долларов. Финансовые проблемы RBS, в 2007 году возглавившего консорциум по приобретению голландского банка ABN Amro за 99 млрд долларов, оказались настолько серьезными, что он был вынужден обратиться к акционерам за срочным финансированием.
На аналогичный шаг могут решиться многие другие британские банки. По некоторым оценкам, дефицит финансирования (разницы между объемом депозитов и займов) для британских банков, акции которых обращаются на бирже, сегодня составляет 400 млрд долларов. Так что даже экстренной меры Банка Англии может оказаться недостаточно. Об этот, в частности, свидетельствует тот факт, что сразу после заявления Дарлинга и Кинга акции британских банков стали дешеветь.
Согласно предложенной Банком Англии схеме, банки и ипотечные общества Британии смогут обменять высококачественные (с официальным рейтингом ААА) ипотечные облигации (а также облигации, основанные на кредитных картах и персональных кредитах) на гособлигации. С юридической точки зрения схема представляет собой гибрид между временной покупкой активов и кредитом.
Правда, условия обмена будут таковы, что на каждый фунт переданных Банку Англии ипотечных облигаций банки получат гособлигации лишь на 0,7–0,9 фунта. Схема изначально рассчитана на один год, однако может быть продлена на период до трех лет. В рамках схемы банки смогут профинансировать ипотечные кредиты, выданные до конца 2007 года; полученные от Банка Англии средства коммерческие банки не смогут использовать для нового кредитования.
«Это самая масштабная интервенция Банка Англии на рынки капитала. Ранее банк выбирал более консервативную стратегию по сравнению с ЕЦБ или американской ФРС. Последняя только в марте осуществила интервенции на финансовые рынки на 200 миллиардов долларов. Сейчас же британские монетарные власти готовы предоставить больший объем средств и более долгосрочную ликвидность, в которой так нуждаются рынки капитала и замедляющаяся экономика в целом», — сказал «Эксперту» Джонатан Лойнс, старший экономист исследовательского центра Capital Economics.
В сентябре—декабре 2007 года Банк Англии предоставил банкам 18,8 млрд долларов экстренного финансирования. В январе—апреле объемы экстренного финансирования, нацеленные на борьбу с кризисом ликвидности, выросли до 50 млрд долларов. Сейчас же, по оценкам Банка Англии, спрос на предложенную им схему со стороны коммерческих банков составит 100 млрд долларов, при этом никакого потолка для схемы не установлено.
По оценкам банка Lehman Brothers, общая сумма ипотечных облигаций, находящихся на балансе британских банков, сегодня составляет 70 млрд долларов. Это эквивалентно примерно трети всего чистого ипотечного финансирования в Британии в 2007 году. Включение в схему облигаций, выпущенных под обеспечение кредитных карт и прочего потребительского долга, увеличит эту сумму на 30–40%. Но, по мнению аналитиков лондонского Сити, банки смогут выпустить новые облигации под обеспечение ипотечных кредитов, выданных в прошлые годы, что увеличит общую сумму.
В любом случае эффект для финансовой системы, где ликвидность остается невысокой, должен быть положительным. «Ставка LIBOR сегодня находится на исторически высоком уровне для последних лет. Банки накопили заметные объемы наличности, чтобы восстановить собственные балансы. Но неопределенность по поводу ситуации в банках-конкурентах, которые также имеют ипотечные облигации на балансах, привела к тому, что банки перестали кредитовать друг друга. И это несмотря на то, что с декабря Банк Англии уже три раза понижал ставку рефинансирования», — прокомментировал «Эксперту» ситуацию экономист брокерской компании Cantor Дэвид Бьюик.
Впрочем, по мнению британского Совета ипотечных кредиторов (CML), план Банка Англии будет иметь положительный, но ограниченный эффект, потому что он не затрагивает многие из строительных обществ и специализированных ипотечных компаний. На начало 2008 года в Британии насчитывалось 11,8 млн ипотек, общая сумма невыплаченных кредитов по ним превысила 2,4 трлн долларов. Рост стоимости обслуживания ипотеки стал одним из факторов снижения цен на недвижимость, которое происходит уже полгода. По оценкам ряда экономистов, сдувание пузыря на рынке недвижимости может повторить ситуацию 1989–1993 годов, когда цены в среднем по стране упали на 30%.
Лондон