Барак Обама и Хиллари Клинтон продолжают борьбу за право стать кандидатом от демократов на президентских выборах. На прошлой неделе бывшая первая леди США одержала победу в Индиане, а чернокожий сенатор — в Северной Каролине.
Перевес по-прежнему на стороне Обамы — от Хиллари его отделяют более 150 голосов выборщиков. По мнению большинства аналитиков, госпоже Клинтон до августа (время выдвижения единого кандидата) вряд ли удастся преодолеть этот разрыв. Кажется, сама фортуна повернулась в сторону сенатора от Иллинойса. Его эмоциональные выступления продолжают зажигать народ, а влиятельные американские газеты сравнивают его с самим Авраамом Линкольном. Недавно несколько влиятельных лидеров демократической партии заявили о своей поддержке Обамы. Среди них оказался даже бывший председатель Демократического национального комитета Джо Эндрюс, назначенный на этот пост Биллом Клинтоном и всем ему обязанный.
Однако в рядах демократической элиты вместо ликования нарастает беспокойство. Опытные политики видят, что, чем ближе Барак Обама подбирается к своей победе на праймериз, тем меньше у демократов шансов занять Белый дом. Партийные лидеры с тревогой наблюдают за тем, как пузырь «обамамании» начинает потихоньку сдуваться: из-под оболочки харизматичного политика, пришедшего объединить нацию, ярче и ярче проступает политически незрелый чернокожий популист. У Обамы все чаще сдают нервы, и он совершает одну ошибку за другой. Вокруг него начинают разгораться скандалы. Самый опасный из них — расовый. Поначалу цвет кожи амбициозного сенатора служил объединяющим фактором, стирающим границы между белым и цветным населением. Но теперь, после нескольких драматических эпизодов предвыборной гонки, превратился, скорее, в мину замедленного действия. Детонатором послужил человек, по сути создавший Обаму-политика, — пастор одной из протестантских черных церквей преподобный Джеремия Райт.
Политическое благословение
Для чернокожих американцев церковь является практически единственной возможностью продвинуться на политическом поприще. Нынешний госсекретарь США Кондолиза Райс отчасти обязана своей карьерой тому, что она дочь пресвитерианского пастора, фактически выросшая в церкви. Два наиболее знаменитых афроамериканских политических лидера — Эл Шарптон (борец за права темнокожих, внесший значительный вклад в формирование черного расизма) и Джесси Джексон (дважды пытался стать кандидатом на пост президента США от Демократической партии, собрал почти 20% голосов в 1984 году и 30% — в 1988-м) — были известными проповедниками. Даже одна из самых популярных американских телеведущих Опра Уинфри (не занимаясь собственно политикой, она является сегодня весьма влиятельной фигурой в американском обществе) также прошла через черную церковь — несколько лет она посещала приход Джеремии Райта в Чикаго.
Подобная ситуация с продвижением чернокожих сложилась потому, что традиционно американская социально-политическая система находится в руках белых протестантов, окончивших престижные университеты и имеющих влиятельных родственников. В этой ситуации одним из немногих каналов выражения интересов нацменьшинств являются церкви. «Когда целые сообщества живут в условиях политического доминирования одной социально-этнической группы, нет ничего необычного в том, что церкви становятся не только центрами религии, но также и культуры, исторической памяти, предоставления социальных услуг и даже политической активности, — говорит священник из Онтарио отец Раймонд де Соуза. — В черных церквях сосредотачивалось черное сообщество и политическая власть над ним, а из всех них церковь Джеремии Райта была самой большой и самой черной».
Поэтому Обама и пришел именно сюда. Райт помогал ему на протяжении всей его карьеры. За последние два года сенатор не раз появлялся на публике вместе с Райтом, называя его «ценным советником» и «близким другом семьи». Джеремия Райт освящал брак Барака Обамы и Мишель, крестил их дочерей. Даже название книги сенатора от Иллинойса - «Audacity of Hope» («Мужество надежды») — было взято из проповеди Райта.
Неудобный пастор
Содержание райтовских проповедей между тем было настолько радикальным, что мало подходило для системы взглядов начинающего политика. «Правительство дает нам (афроамериканцам. — “Эксперт”) наркотики, строит для нас все большие тюрьмы, ужесточает законы — и хочет, чтобы мы после этого говорили: “Боже, благослови Америку”? Нет, нет, нет! Боже, прокляни Америку — вот что написано в Библии! За то, что она убивает невинных, за то, что относится к своим гражданам не по-человечески», — говорил Райт пастве. «Опасность для черных церквей заключается в том, что, занимаясь фактически выживанием данного сообщества, они заражаются шовинизмом и предрассудками. И прославление Господа окрашивается в цвета блюза», — объяснял поведение пастора Раймонд де Соуза.

Когда в начале марта в интернете и на телевидении начали крутить записи расистских проповедей духовного отца темнокожего сенатора, Обама отреагировал на это достаточно спокойно. В своей речи перед избирателями в Филадельфии 18 марта он заявил, что скандальные слова пастора «были вырваны из контекста», а также очень положительно отозвался о самом Джеремии Райте. «Я не могу отказаться от пастора, как не могу отказаться от моей бабушки или черного сообщества», — сказал он. И добавил, что святой отец — как пожилой дядюшка, чьи советы все привыкли пропускать мимо ушей.
Однако скомпрометированный пастор, находящийся в составе предвыборной команды Обамы, быстро превратился в проблему. Особенно когда Хиллари и Обама — не без подсказки высших партийных боссов — договорились прекратить эмоциональные нападки друг на друга, дабы предотвратить раскол внутри партии. Закономерным следствием такого компромисса стала чистка предвыборных штабов от наиболее радикальных элементов. Поэтому скандальный пастор (безусловно, не по своей воле) взял, по словам Барака Обамы, «творческий отпуск» и покинул предвыборную команду своего протеже.
Вернее сказать, уже бывшего протеже. Высказывания Обамы, который был всем ему обязан, и отлучение от предвыборного штаба преподобный Райт расценил как предательство и решил ответить тем же. Во время своих последующих интервью пастор не только повторял свои расистские тезисы, но и раскритиковал своего бывшего прихожанина. Джеремия Райт говорил, что Барак Обама осуждает его слова не потому, что с ним не согласен по существу вопроса, — просто ради своего избрания он говорит не то, что думает. «Если тебя изберут 5 ноября, то я буду преследовать тебя, поскольку ты будешь представлять правительство, которое угнетает народ», — заявил Райт, тыча пальцем в камеры.
Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, пастор начал топить Обаму не только от обиды. «Райт говорит своим прихожанам: мощь белых настолько сильна, что ее почти невозможно преодолеть, — пишет Ребекка Кук из Reuters. — Если Обама станет президентом, если мы сможем сломать расовый барьер, то в Америке не будет места таким фаталистичным ораторам, как Джеремия Райт».
Чем ближе Барак Обама подбирается к своей победе на праймериз, тем меньше у демократов шансов занять Белый дом
Разрушение мифа
В сложившейся ситуации Обама был вынужден окончательно порвать с бывшим наставником. «Разрушительными и сеющими рознь» назвал он слова Джеремии Райта во время своей предвыборной кампании в Северной Каролине и фактически отказался от своего пастора. Но было поздно. Радикальная риторика Райта, близость к нему Обамы и его готовность отказаться от духовного отца — все это вместе заставило многих избирателей подумать еще раз, действительно ли «свой» для них этот красноречивый чернокожий, и раскололо электорат Демократической партии. Развитие скандала с Райтом разрушило основную сильную позицию Обамы — его образ объединителя и примирителя сословий и рас в США. «Духовное воспитание» под руководством расистского пастора, читающего антиамериканские проповеди, явно не вписывается в эту концепцию. По данным социологической службы Rasmussen, 58% опрошенных в Северной Каролине заявили, что разрыв Обамы с Джеремией Райтом был лишь политическим маневром, а 56% считают, что сам Обама в определенной степени разделяет взгляды пастора.

Показательно, что в ходе опроса, проводимого группой Rasmussen, слова Райта назвали «сеющими расовую нетерпимость» 77% белых респондентов и лишь 58% — черных. Более того, многие негры недовольны шумихой вокруг пастора. «Люди злятся, когда видят, что, используя ситуацию с Джеремией Райтом, из кандидата в президенты делают козла отпущения», — говорит пастор Христианской церкви Гринлиф доктор Уильям Барбер II.
Тем временем «все больше и больше избирателей интересуются: может ли Обама понять нужды белого рабочего класса и привлечь на свою сторону их голоса? Особенно после заявлений Обамы в Сан-Франциско, где он сказал, что жители небольших городков, вместо того чтобы осознать свои экономические проблемы, держатся за оружие и библию и голосуют за республиканцев. А между тем эти белые американцы из маленьких городов и есть та группа избирателей, которая всегда колеблется между республиканцами и демократами, и часто их голоса и решают исход выборов», — говорит в интервью «Эксперту» научный сотрудник Американского института предпринимательства Джон Фортье.
После скандалов с Райтом избиратель вновь начинает видеть в Обаме прежде всего чернокожего. И если Обама-объединитель имел шансы выиграть президентские выборы в ноябре, то Обаме-негру вряд ли удастся это сделать. «Кандидату-афроамериканцу будет очень сложно победить на президентских выборах, — считает профессор политологии из Принстонского университета Ларри Бартелс. — И дело даже не в каких-то разногласиях внутри Демократической партии, а в возмущении и расовых предрассудках всего населения Соединенных Штатов». К примеру, 18% избирателей на демократических праймериз в Пенсильвании признались, что фактор расовой принадлежности играл для них значительную роль при голосовании. И, по подсчетам Гэри Ленджера, ответственного на канале ABC за опросы общественного мнения, лишь 54% из них согласятся голосовать на президентских выборах за негра. По мнению некоторых специалистов, эти цифры даже занижены. «Вряд ли американские избиратели захотят вам в лицо говорить, что они не будут голосовать за афроамериканца», — утверждает американский социолог Джон Зогби.
Не готов
Скандальная ситуация с Райтом обнажила и ряд других недостатков потенциального президента США, незаметных до тех пор, пока он не столкнулся с серьезными проблемами. Прежде всего это неумение быстро принимать решения: Обаме понадобилось почти 50 дней, чтобы окончательно отречься от Джеремии Райта. Кроме того, Обама продемонстрировал, что он пока не умеет держать удар и действовать в стрессовых ситуациях. Дошло до того, что на почве скандала с пастором в первых числах мая жена сенатора Мишель заявила, что Барак «устал от баталий с Клинтон». По мнению одного из членов его предвыборного штаба, которого цитирует Daily Telegraph, Обама как-то отстранился от этой сложной ситуации. «Он уже мыслями — в борьбе с Джоном Маккейном. Его людям приходится постоянно напоминать шефу, что праймериз еще не закончены и что нужно сосредоточиться на Хиллари», — говорит источник. Эти детали подтверждают худшие предположения демократической элиты, которую с самого начала пугало отсутствие у Обамы солидного политического опыта. «Если раньше бурное политическое прошлое Хиллари Клинтон было ее недостатком по сравнению со “свежим” Обамой, то теперь ее способность бороться и выживать делает Хиллари более привлекательной в глазах суперделегатов», — считает обозреватель Washington Post Дэвид Бродер. Американцы всегда стараются выбирать «крутых» президентов, и, «по сути, Хиллари сейчас проводит классическую республиканскую предвыборную кампанию, действуя с позиции силы и демонстрируя твердость. Она делает то же самое, что делал Джордж-Буш младший, борясь против Джона Керри», — пишет Ноэми Эмери из Weekly Standart.
В то же время не только победа, но и поражение Обамы на праймериз могут лишить демократов президентского кресла — поражение темнокожего сенатора многие расценят как проявление белого расизма. На праймериз в оставшихся штатах будут распределены 217 мандатов, и если не произойдет чуда, то к демократическому Конвенту в Денвере — где и определится имя кандидата в президенты — Обама подойдет с преимуществом как минимум в сотню голосов. Тогда единственная возможность не пустить Обаму на выборы представится, если большинство суперделегатов — партийных чиновников, автоматически получивших мандаты на Конвенте, — проголосует за Хиллари. Это также может стоить демократам победы. Ведь на сегодняшний день Обаму поддерживают более 90% афроамериканцев, а Демократическая партия на выборах традиционно зависит от их голосов (к примеру, на предыдущих президентских выборах Альберт Гор получил 92% голосов афроамериканцев). По мнению ряда социологов, в случае «несправедливого поражения» Обамы на праймериз до четверти из них вовсе не пойдет на выборы или переметнется к Маккейну.