Страшнее тишина

Книги
Москва, 19.05.2008
«Эксперт» №20 (609)

Япония, XVII век, времена сегунов рода Токугава. После бурного, но непродолжительного романа с католицизмом в стране начинаются гонения на христиан. Два молодых португальских миссионера отправляются по следу своего учителя, падре Феррейры, который, по слухам, не выдержал пытки «ямой» и отрекся от Господа, с тем чтобы посрамить клеветников, доказать невиновность Феррейры и, что представляется весьма вероятным, также удостоиться мученического венца.

Сюсаку Эндо — весьма титулованный автор, лауреат национальных премий Акутагавы и Танидзаки, претендент на Нобелевскую премию, в возрасте двенадцати лет принял католичество по настоянию матери и на протяжении всего литературного пути выяснял свои отношения и с христианством, и со специфической японской реакцией на него.

«У японцев не было и не будет идеи Бога… Японцы не знают Творца, отделенного от человека. Они не способны вообразить себе Сущее вне привычной реальности». Но это лишь поверхностная линия фронта — действительно, «в границах привычной реальности». Средневекового европейца не удивишь ни «водяной тюрьмой», ни казнью на «водяном кресте», ни пытками кипятком; к чему-то подобному миссионеры и готовятся, и даже стремятся. Другое дело, что сталкиваются они с иным — с молчаливо и покорно гибнущими на пути в волшебный «параисо» (исп. — «рай») японскими крестьянами, с невозмутимо приносящими гекатомбу из собственного народа чиновниками и с таким же невозмутимым молчанием небес: солнце не меркнет, воздух не дрожит, не рвутся надвое завесы в храмах, и Будда по-прежнему улыбается солнечному деньку ласково и загадочно, как Джоконда.

Отсюда автор выводит следующую линию — историю о предательстве и допустимом — допустимом ли? — отступничестве. «Я пришел к вам затем, чтобы вы топтали меня…» — вот что слышит последний христианский священник в этой стране во время процедуры вынужденного «фумиэ» — попирания образа Христа. И здесь уже возникает параллель не с Грэмом Грином, с которым традиционно соотносят японского писателя, но с Леонидом Андреевым в частности и с русской религиозной мыслью — шире. Случайно ли?

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (609) 19 мая 2008
    Новая власть
    Содержание:
    Собственность, нефть и хлеб

    Кадровые перестановки в Кремле, правительстве и силовых структурах свидетельствуют: российская элита пытается зафиксировать сложившуюся в стране структуру собственности и не допустить нового передела. Стоит также рассчитывать на существенное обновление налоговой системы

    На улице Правды
    Реклама