Мнения специалистов

8 декабря 2008, 00:00

1. Как изменились розничные стратегии банков в связи с финансовым кризисом?

2. Остались ли перспективные розничные кредитные продукты, которые банки не будут сворачивать?

3. Каковы сейчас приоритеты развития вашего банка в розничном сегменте?

Александр Долгополов, заместитель председателя правления банка «Возрождение»:

1. Существенных изменений в стратегии розничного бизнеса в следующем году у нас не будет. В настоящее время первоочередное внимание будет уделено восстановлению ресурсной базы, возврату средств вкладчиков, которые забрали свои деньги в период острой фазы кризиса. Банк рассматривает вклады как важнейший источник фондирования кредитных операций. Мы планируем и дальше оставаться в топ-10 российских банков по объему привлеченных средств населения.

2. Сейчас и в ближайшей перспективе ключевым направлением развития розничного бизнеса банка останется увеличение продаж различных продуктов клиентам (в том числе новым), а также активное использование потенциала корпоративной клиентуры банка для привлечения розничных клиентов — сотрудников с устойчивым местом работы и стабильными доходами, с возможностью формирования для этого сегмента специальных предложений. Банк стремится к достижению высокого уровня лояльности клиентов за счет предложения им оптимального набора продуктов и качественного сервиса на территории их проживания.

3. Формирование розничного ссудного портфеля будет осуществляться преимущественно за счет выдачи кредитов нашим клиентам (вкладчики, держатели карт, плательщики) с подтвержденной кредитной или платежной историей, а также физическим лицам, работающим на предприятиях, являющихся клиентами банка как юридические лица. На ближайшую перспективу приоритет будут иметь краткосрочные программы кредитования.

Ипотека останется важным направлением кредитования, основным фактором ее развития будут являться источники финансирования. Ставка кредитования должна соответствовать конкурентным условиям рынка с некоторыми преференциями в отношении специальных программ кредитования, нацеленных на обозначенный целевой сегмент клиентуры. По уровню просроченной задолженности банк должен соответствовать лучшим показателям среди сопоставимых финансовых структур.

Денис Давыдов, директор департамента Первого республиканского банка:

1. В настоящее время большинство банков вынуждено отказаться от агрессивной розничной стратегии. В условиях кризиса дальнейшее развитие могут позволить себе банки, имеющие серьезную деловую репутацию и продуманную стратегию. Основная часть банковского сектора либо полностью отказалась от розничных кредитных продуктов, уйдя в обслуживание физических и юридических лиц, либо минимизировала процесс, введя ограничения на выдачу кредитных розничных продуктов и дальнейшее развитие сети продаж. Основной тренд на сегодняшний день — это вклады. Адаптируясь под спрос населения, банки разрабатывают вклады, позволяющие не только сохранять средства, разместив их на минимальный срок, но и оперативно реагировать на изменение курсов валют, осуществляя конвертации без расторжения договора и потери процентов.

2. Говоря о сворачивании розничных кредитных продуктов, необходимо отметить, что наиболее сильно пострадало ипотечное кредитование, возобновления работы по данному продукту в ближайшее время ожидать не приходится. Прочие розничные кредитные продукты остались рабочими с некоторыми ограничениями в зависимости от положения отдельного банка на рынке. На сегодняшний день банковские технологии — это расширение спектра услуг для частных лиц, и в первую очередь за счет розничного кредитования. ПРБ не планирует сокращать программы розничного кредитования. Мы будем стремиться увеличивать количество удобных для заемщика кредитов с максимально открытой структурой ценообразования.

3. Приоритетным является обеспечение абсолютной устойчивости банка, что невозможно без лояльности вкладчиков и инвесторов. ПРБ является одним из наиболее клиенториентированных банков Москвы. Поэтому основными приоритетными направлениями работы банка является наращивание пассивов и улучшение качества обслуживания клиентов. В будущем году банк планирует продолжать кредитование розничных клиентов и дальнейшее развитие «пластикового» бизнеса. Наиболее интересными для клиентов банка будут оставаться предложения по депозитным ставкам.