Рождение лидера

Осуществляемые в наши дни инвестиции в крупнейшие проекты на Дальнем Востоке поменяют экономику региона и сделают ее жизнеспособной и конкурентной

Это кажется парадоксальным: в условиях экономического кризиса Дальний Восток выгодно отличается от всей России. Пока в стране в целом объемы инвестиций падали на 20%, Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) примерно на столько же вырос по сравнению с 2008 годом; общероссийское снижение промышленного производства составило 22% за первое полугодие 2009 года — Дальний Восток демонстрирует рост на 6%.

По сути дела, в этом регионе состоялся эксперимент с довольно любопытным результатом. Инвестиции в реальный сектор, как и говорило российское руководство, способны эффективно противодействовать кризисным явлениям, если, конечно, деньги доходят до пункта назначения. На Дальний Восток они доходят, хотя большинство федеральных целевых программ, включая комплексную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, урезаны на 30–50%. Правда, в наиболее значимые проекты, а также стройки высокой степени готовности, которые должны принести максимальный социально-экономический эффект, средства инвестируются в запланированных объемах.

Так не должно быть

Дальнему Востоку долгое время отводилась роль относительно изолированного военного и политического форпоста России на Тихом океане. И до сих пор единственной по-настоящему работающей экономической артерией, связывающей Дальний Восток с «материком», остается Транссибирская магистраль. Ее дублер — Байкало-Амурская магистраль — работает далеко не в полную силу. Помимо ущербной логистики организовать на Дальнем Востоке конкурентоспособные на российском рынке производства не позволяют транспортные тарифы на перевозки в европейскую часть России и обратно. Кроме того, энергосистема региона пока еще не связана с Единой энергосистемой страны, да и внутри остаются изолированные подсистемы.

В силу этих причин экономика Дальнего Востока вплоть до последнего времени представляла собой разрозненную мозаику из отдельных наиболее эффективных или уникальных отраслей общероссийского или экспортного значения: золото и алмазы, уголь, рыболовство, лесозаготовки, — а также производств, обеспечивающих жизнедеятельность населения. На Дальний Восток приходится более 60% всего объема уловов рыбы и морепродуктов России. В регионе действует 34 из 70 российских морских портов, четыре из которых входят в десятку самых крупных портов России. Одна из важных отраслей — транспортное машиностроение (производство летательных аппаратов, судостроение и судоремонт — почти 60% всего выпуска машиностроения региона). При этом крайне слабо развиты «верхние этажи» переработки добываемого сырья, а большая часть товаров народного потребления импортируется из Китая, Японии, США и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Экономическая стагнация в советское время и последующий спад при переходе к рыночной системе привели к сокращению на треть и без того незначительного населения Дальнего Востока.

За это же время поверженная во Второй мировой войне Япония превратилась в одного из мировых экономических лидеров, появились «азиатские тигры», развернулся во всю мощь Китай. В результате к началу XXI века Россия столкнулась, пожалуй, с наиболее сложным геополитическим и экономическим вызовом в новейшей истории страны — угрозой потерять Дальний Восток. Странный итог при том колоссальном потенциале развития, который есть у этой земли.

Потенциал не для бедности

Прежде всего Дальний Восток — это более 36% территории России (см. таблицу 1), или 13% площади мировой суши, обширная береговая линия, а следовательно, шельфовая и экономическая зона прилегающих морей и океанов, в которых находится более трех четвертей водных биоресурсов страны.

Прогнозные ресурсы нефти в ДВФО оцениваются в 18 млрд тонн, газа — в 25 трлн кубометров. Разведанные запасы сосредоточены в основном в юго-западном и центральном районах Республики Саха (Якутия) и на шельфовой акватории Охотского моря. На Дальнем Востоке одни из самых крупных запасов угля (более 14 млрд тонн — в Республике Саха, 3,8 млрд тонн — в Амурской области, 2,4 млрд — в Хабаровском крае, 2,5 млрд — в Приморском крае и на Сахалине). В Приморском крае находится Николаевское месторождение полиметаллических руд, четвертое по запасам свинца и второе по объемам добычи в России (16% от общероссийской добычи). В регионе сосредоточены почти три четверти запасов олова и практически вся его российская добыча.

Особая статья — золото. Оно выручает Дальний Восток, существенно подпитывая валовой продукт региона. По разведанным балансовым запасам ДВФО занимает второе место в России, а по добыче — первое. Рост производства драгметалла в 2009 году составил 86%.

Золото притягивает инвестиции. «Скажем, в Амурской области 47-процентную инвестиционную прибавку обеспечивает даже не столько нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан, сколько группа “Петропавловск”, разрабатывающая коренные месторождения золота», — признает замминистра экономического развития области Сергей Дмитриенко.

На Чукотке скачок инвестиций в 5,7 раза, до 8,6 млрд рублей, обеспечило введение нового золотосеребряного месторождения «Купол» (запасы золота — более 138 тонн, серебра — 1684 тонны), которое осваивает ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания». Горно-обогатительный комбинат мощностью 3 тыс. тонн руды в день построен в середине 2008 года. А в Хабаровском крае идут работы по подготовке к добыче на месторождении Албазино, ввод которого намечен на 2010 год. Руду с месторождения будут перерабатывать на гидрометаллургическом комбинате, который предполагается построить в Амурске.

И вот при таком колоссальном природно-ресурсном потенциале, описать который в одной статье нереально, экономика регионов Дальнего Востока не получила полноценного развития. Большая часть добываемого сырья проходит лишь первичные стадии переработки. Руды в лучшем случае превращаются в концентрат, а лес — в пиломатериалы. В ДВФО до сих пор нет металлургического комбината полного цикла, хотя в связи с разворачивающимися масштабными стройками он был бы здесь совсем не лишним, отсутствуют многие необходимые обрабатывающие и перерабатывающие производства.

В конечном счете ограниченное число ключевых отраслей (золотодобыча, рыбоперерабатывающая и рыбоконсервная промышленность, начинающая развиваться нефтегазопереработка, транспортное машиностроение и транспорт), а также логистические ограничения и дефицит трудовых ресурсов обусловливают не адекватную возможностям региона роль в экономике страны. По объему совокупного валового регионального продукта округ находится на последнем месте, уступая даже совсем не богатому Южному федеральному округу в 1,68 раза.

Тем не менее отставание ДВФО по среднедушевому объему валового продукта от среднероссийского показателя сокращается с каждым годом. И это результат курса российского руководства на опережающее инвестирование в реализацию крупных проектов на Дальнем Востоке. Регионы ДВФО, особенно Сахалинская область и Якутия, за последнее десятилетие постепенно вышли в число лидеров по объему привлеченных в экономику инвестиций.

Значительные усилия по улучшению инвестиционного климата прилагают и власти субъектов федерации. На протяжении последних лет в регионе несколько раз менялись лидеры инвестпривлекательности, но в последнее время это место занял Хабаровский край. Вместе с Якутией, Приморским краем, Сахалинской и Амурской областями он формирует инвестиционное ядро Дальнего Востока.

Распределяются инвестиции по территориям Дальнего Востока неравномерно, что лишь подчеркивает антикризисную действенность инвестиционного механизма. В Приморском крае, например, рост вложений в первой половине 2009 года к соответствующему периоду прошлого года составил 3,3%, в Амурской области — более 47%, в Якутии — 50%, на Камчатке — 10% (около 1,3 млрд рублей), а на Чукотке, где размер инвестиций был крайне мал, они выросли сразу в 5,7 раза (около 8 млрд рублей). Но все же Чукотку, Магаданскую область, Еврейскую АО и Камчатский край пока можно считать инвестиционным резервом федерации — потенциал этих регионов во многом недооценен инвесторами.

Самое время, хотя и не простое

Основы будущего лидерства Дальнего Востока закладываются сейчас, в период кризиса, хотя, как говорит заместитель полпреда в ДВФО по экономическим вопросам Александр Левинталь, «это не самый лучший период для инвестирования — растут риски, неопределенность, меняется структура экономики, структура спроса. Деньги этого не любят. Поэтому традиционно в условиях кризиса частные инвестиции падают. Тем более что и финансовая сфера проседает, а следовательно, финансовые ресурсы, которые направлялись раньше на инвестиции, сжались. Скажем, в Хабаровском крае временно снят с повестки проект компании СУЭК по обогащению угля на Ургале. Растягиваются приоритетные инвестиционные проекты в сфере глубокой деревопереработки. Строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае, масштабный частный проект Евразхолдинга, отложен. Откладываются и проекты развития нефтеперерабатывающих заводов. Затихли в этом году и потенциальные инвесторы строительства алюминиевого завода на побережье Японского моря стоимостью более девяти миллиардов долларов».

Но и без приостановленных проектов мощный толчок в нужном направлении регион, похоже, все же получит. Ускорение должно произойти благодаря крупным госинвестициям в наиболее значимые объекты, финансирование которых идет практически в полном объеме: подготовка к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке, строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан и газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, который станет основой для единой газотранспортной системы региона. Кстати, компания «Соллерс», которая в конце 2009 года намерена запустить завод по сборке мини-грузовиков на территории бывшего Дальзавода в Приморье, уже сделала заявку на сахалинский газ.

Между ключевыми регионами Дальнего Востока отмечается достаточно выраженное разделение функций: Приморский край должен стать «тихоокеанскими воротами» России, Хабаровский превращается в базу перерабатывающей промышленности всего ДВФО, Сахалинская область — поставщик энергии. Реализуемые в Республике Саха (Якутия) инфраструктурные мегапроекты превращают ее территорию из периферийной в транзитную, связывающую воедино энергосистемы и транспортные коммуникации Дальнего Востока и остальной территории страны, и обеспечивают единство экономического пространства России.

Период превращения Дальнего Востока в один из полюсов экономического роста России и возрастания значимости региона в АТР, похоже, начался. Перемены уже заметили наши соседи. Если еще в середине 90-х годов Япония не рассматривала российский Дальний Восток в качестве территории для инвестирования и экономического сотрудничества, то теперь Токио активно участвует в финансировании многих проектов. Среди них в первую очередь следует назвать добычу углеводородов на Сахалинском шельфе и строительство Амуро-Якутской магистрали. Малазийская ООО «Римбунан Хиджау» строит завод по производству плит МДФ в поселке Сукпай в Хабаровском крае. Правда, из-за кризиса ввод мощностей, намеченный на осень 2009 года, откладывается на 2010 год. Американская Exxon инвестирует в инфраструктуру порта Де-Кастри (Хабаровский край), в котором несколько лет назад запустила мощный нефтеналивной терминал, прозванный в народе «Буратино».