Рождение лидера

Осуществляемые в наши дни инвестиции в крупнейшие проекты на Дальнем Востоке поменяют экономику региона и сделают ее жизнеспособной и конкурентной

Это кажется парадоксальным: в условиях экономического кризиса Дальний Восток выгодно отличается от всей России. Пока в стране в целом объемы инвестиций падали на 20%, Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) примерно на столько же вырос по сравнению с 2008 годом; общероссийское снижение промышленного производства составило 22% за первое полугодие 2009 года — Дальний Восток демонстрирует рост на 6%.

По сути дела, в этом регионе состоялся эксперимент с довольно любопытным результатом. Инвестиции в реальный сектор, как и говорило российское руководство, способны эффективно противодействовать кризисным явлениям, если, конечно, деньги доходят до пункта назначения. На Дальний Восток они доходят, хотя большинство федеральных целевых программ, включая комплексную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, урезаны на 30–50%. Правда, в наиболее значимые проекты, а также стройки высокой степени готовности, которые должны принести максимальный социально-экономический эффект, средства инвестируются в запланированных объемах.

Так не должно быть

Дальнему Востоку долгое время отводилась роль относительно изолированного военного и политического форпоста России на Тихом океане. И до сих пор единственной по-настоящему работающей экономической артерией, связывающей Дальний Восток с «материком», остается Транссибирская магистраль. Ее дублер — Байкало-Амурская магистраль — работает далеко не в полную силу. Помимо ущербной логистики организовать на Дальнем Востоке конкурентоспособные на российском рынке производства не позволяют транспортные тарифы на перевозки в европейскую часть России и обратно. Кроме того, энергосистема региона пока еще не связана с Единой энергосистемой страны, да и внутри остаются изолированные подсистемы.

В силу этих причин экономика Дальнего Востока вплоть до последнего времени представляла собой разрозненную мозаику из отдельных наиболее эффективных или уникальных отраслей общероссийского или экспортного значения: золото и алмазы, уголь, рыболовство, лесозаготовки, — а также производств, обеспечивающих жизнедеятельность населения. На Дальний Восток приходится более 60% всего объема уловов рыбы и морепродуктов России. В регионе действует 34 из 70 российских морских портов, четыре из которых входят в десятку самых крупных портов России. Одна из важных отраслей — транспортное машиностроение (производство летательных аппаратов, судостроение и судоремонт — почти 60% всего выпуска машиностроения региона). При этом крайне слабо развиты «верхние этажи» переработки добываемого сырья, а большая часть товаров народного потребления импортируется из Китая, Японии, США и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Экономическая стагнация в советское время и последующий спад при переходе к рыночной системе привели к сокращению на треть и без того незначительного населения Дальнего Востока.

За это же время поверженная во Второй мировой войне Япония превратилась в одного из мировых экономических лидеров, появились «азиатские тигры»,

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (670) 31 августа 2009
    Кризис в Германии
    Содержание:
    Чем спасется Монобург

    Экономический кризис особенно сильно ударил по небольшим немецким городам с градообразующими предприятиями. Но больше всего пострадают не самые узкоспециализированные моногорода, а те, которые в сытые годы проводили недостаточно продуманную экономическую политику

    Экономика и финансы
    Реклама