Делай для себя, а не на продажу!

Русский бизнес
Москва, 02.08.2010
«Эксперт» №30-31 (715)
Интернет дает отличный шанс стартапам. Ведущие российские эксперты рассуждают, где и как малый бизнес может применить свои силы в сети

Журнал «Эксперт» провел круглый стол на тему «Как заработать в интернете». В нем приняли участие руководитель холдинга «Главстарт», ранее директор интернет-портала «Рамблер» Аркадий Морейнис, глава медиамаркетинговой компании SKCG Сергей Кузнецов и ведущий аналитик Mobile Research Group, специалист по мобильным технологиям и устройствам Эльдар Муртазин. Вел круглый стол научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов.

Как не надо

Все три участника круглого стола сошлись на том, что есть три способа ведения бизнеса в интернете, которые использовать не надо. Первое «не надо» — это заработки путем мошенничества и недобросовестного маркетинга. Индивидуальному предпринимателю зарабатывать вообще сложно, и соблазн добыть легкие деньги путем мелкого жульничества велик. Признав, что значимая доля оборота в российском интернете создается мошенниками (чего стоят многочисленные истории с премиальными SMS, порнобаннерами, которые можно убрать только за деньги), эксперты тем не менее решительно вычеркнули эти методы из арсенала начинающего предпринимателя.

Легитимным, но неэффективным эксперты сочли популярный в России прием клонирования, когда изготавливается копия популярного на Западе интернет-проекта, иногда с заимствованием всего вплоть до дизайна. Зачастую, говорят они, создатели «клонов» копируют только продукт, но без идеи дистрибуции и монетизации. Аркадий Морейнис привел в качестве примера онлайн-аукцион eBay, воспроизвести который в России пока не смог никто. Причина в том, что аукционы в США легли на уже готовую логистическую инфраструктуру. «Никакие eBay не выросли бы, если бы уже не было экспресс-доставки на следующий день и распространенной системы платежей по карточкам», — объясняет ситуацию Морейнис. Малый бизнес, который является основным продавцом на eBay, не имеет инфраструктурных проблем, которые непременно возникнут у торговца, если он попытается продавать через аукцион в России.

Сдержанно эксперты отнеслись и к бизнесу, который делается «под инвестора»: взять инвестиционные деньги и осваивать их в надежде затем продать проект кому-то из мейджоров рынка («Яндексу», Mail.ru и другим). Правда, решительно отказать этой схеме в праве на существование эксперты возможным не сочли — Сергей Кузнецов, в частности, выделил ее в особую бизнес-модель. Но иронии в адрес «стартаперов» с неадекватными запросами было высказано немало. Эльдар Муртазин отметил, что на рынке очень популярна сумма «три миллиона» — при этом одни «стартаперы» запрашивают три миллиона долларов, другие три миллиона евро, но никто не в состоянии обосновать запрашиваемую сумму.

Эксперты сошлись во мнении, что далеко не всякий бизнес создан, чтобы стать большим, но малый бизнес может иметь достаточные финансовые потоки, чтоб быть стабильным и хорошо обеспечивать своего владельца. Стартапы очень часто претендуют на то, чтобы быть или большими, или никакими, но эта установка неверна. «Мне кажется, надо сказать людям: малый бизнес существует для того, что, если о

Новости партнеров

Реклама