Microsoft вам позвонит

Повестка дня
Москва, 16.05.2011
«Эксперт» №19 (753)

Американский IT-гигант Microsoft совершил крупнейшую сделку в своей истории — приобрел сервис интернет-звонков Skype за 8,5 млрд долларов, причем всю сумму заплатил не акциями, а деньгами.

Skype является одним из самых популярных интернет-сервисов в мире: им пользуется более 170 млн человек, прирост аудитории в прошлом году составил 40%. Привлекательность сервиса состояла в том, что можно общаться с любым человеком в мире, установившим на своем компьютере программку Skype, бесплатно, причем не только слышать, но и видеть собеседника (видеозвонки составляют 40% от всех разговоров по Skype).

Возникает естественный вопрос: как же компании удавалось зарабатывать на этой прекрасной услуге? Skype использует популярную в интернете бизнес-модель freemium, где основной сервис бесплатен для всех, а вот дополнительные приятные функции уже стоят денег. Несколько лет назад в Skype появилась возможность звонить на стационарные и сотовые телефоны, правда за скромную плату, за плату же размещается и реклама, хотя ее немного. И все же 170 млн пользователей, проболтавшие в Skype в прошлом году 207 млрд минут, принесли компании лишь 860 млн долларов, то есть по 5 долларов с клиента в год. У компании были небольшие убытки в 2010 году — 7 млн долларов.

Skype хотели продать давно, особенно настаивали на этом его крупнейшие акционеры — инвестфонды. В 2009-м компания планировала выйти на IPO, но передумала. В конце апреля на рынке пошли слухи, что за Skype ведут борьбу Google и Facebook, называлась сумма в 7 млрд долларов. И тут внезапно проявился Microsoft.

Некоторые аналитики считают, что великая софтверная компания переплатила: все-таки 8,5 млрд долларов — это почти 10 годовых выручек и 32 EBITDA (в 2010 году она составила 264 млн долларов) Skype. Такие показатели высоки даже для интернет-рынка. Но только деньгами выгоду от приобретения Skype измерить нельзя. Наконец-то Microsoft получил мощный инструмент в борьбе за лидерство в интернете, прежде всего — мобильном.

У Microsoft тоже есть свои интернет-сервисы: почта hotmail, мессенджер и другие. Всего в них зарегистрировано 500 млн аккаунтов, но их популярность не выходит за пределы США. Между тем у одного только Skype зарегистрировано 600 млн аккаунтов, из них «живых» — 170 млн, и он, в отличие от сервисов Microsoft, мировой лидер в своем сегменте. Skype конкурирует с аналогичным сервисом Google Voice, но Google пока проигрывает. Skype, встроенный в операционную систему Windows Phone, — сильнейший конкурент сервиса видеозвонков FaceTime от компании Apple, который последняя разрекламировала при запуске iPhone 4.

Глава Microsoft Стив Баллмер пообещал, что версия Skype по-прежнему будет выпускаться для устройств, не поддерживающих платформу Microsoft. А в свои продукты он собирается встраивать Skype повсеместно: от игровой приставки Kinnect до почтовой программы Outlook.

Но пользователей волнует другой вопрос — останется ли Skype бесплатным. Пока Microsoft это обещает. А вот рекламы там точно прибавится.

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (753) 16 мая 2011
    Денежная политика
    Содержание:
    Перестраховка

    Ужесточение денежной политики Центробанка кажется неуместным — инфляция и так пошла на спад, реальные кредитные ставки уже положительны. Однако сильного удорожания денег ожидать не стоит — спрос на кредиты достаточно вялый, а конкуренция за заемщика высока

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама