Турбизнес: полшага до кризиса

Русский бизнес
Москва, 13.02.2012
«Эксперт» №6 (789)
Генеральный директор «НТК-Интурист» Виктор Тополкараев считает, что отрасль выездного туризма находится на грани системного кризиса. Виной тому демпинг, чрезмерная закредитованность туркомпаний и неадекватное регулирование

Фото: Алексей Майшев

Громкий скандал начала февраля, связанный с остановкой деятельности туроператора «Ланта-тур вояж», взбудоражил не только профессионалов рынка, но и всех тех, кто вообще пользуется услугами турагентств, а это миллионы наших сограждан. В прессе пошли разговоры о финансовых пирамидах, в которые превращаются туристические компании; вспомнили историю обанкротившегося «Капитал-тура», долги которого на 1,5 млрд рублей до сих пор не возвращены ни тысячам туристов, ни банкам, ни авиаперевозчикам; посыпались прогнозы о грядущих неминуемых банкротствах других операторов. После вмешательства премьер-министра Владимира Путина с указанием банку ВТБ выдать компании «Ланта-тур вояж» кредит, напряженность ситуации с «Лантой» несколько спала — как минимум их клиенты, застрявшие за рубежом, смогут вернуться домой. Но на проблемы отрасли в целом это разовое вмешательство повлиять не может, а значит, как предпринимателям от туризма, так и простым туристам успокаиваться рано. В попытке разобраться с тем, что же происходит с бизнесом выездного туризма в нашей стране, «Эксперт» обратился к вице-президенту Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральному директору «НТК-Интурист» Виктору Тополкараеву. Он подтвердил опасения общественности: воронка кредитной зависимости и демпинга затягивает рынок. Если регулирующие органы не примут решения, которые могли бы нормализовать ситуацию, отрасль может оказаться на пороге системного кризиса.

Для начала хотелось бы разобраться, как вообще устроен туристический бизнес. Почему он стал похож на пирамиду — когда услуги, получаемые одними туристами, оплачиваются, по сути, платежами от следующих. Ведь турист-то платит свои деньги заранее, иногда даже за несколько месяцев до поездки.

— Сразу хочу оговориться: большая часть игроков рынка — добропорядочные компании, ведущие бизнес по всем правилам, заботящиеся о своей репутации и о клиентах. Но соглашусь, что на рынке уже много компаний, работающих по принципу финансовой пирамиды. Вообще, практика контрактных отношений туроператора со своими контрагентами в виде отеля и авиаперевозчика — это общепринятая мировая норма. Оплата обычно происходит в течение 30–60 дней после оказания услуги. Для того чтобы лучше понять, как действует эта система, нужно взглянуть на ситуацию в ее историческом развитии. Российская отрасль выездного туризма начала формироваться в начале 1990-х, когда рухнул железный занавес. На мировом рынке нас тогда никто не знал, ни о каких контрактных отношениях не могло быть и речи. Туроператор обычно приезжал в отель вместе с группой туристов и чемоданом денег, все отношения строились на условиях полной предоплаты. Ситуация стала меняться в конце 1990-х — начале 2000-х. В это время начался бурный рост туристического рынка — он прирастал на 20–30 процентов ежегодно. Российским туроператорам стали доверять, российские туристы оказались привлекательной аудиторией. Страны массового отдыха уже сами старались привлечь партнеров из России, помочь им увеличить потоки; отношени

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (789) 13 февраля 2012
    Ближний Восток
    Содержание:
    Сирия не сдается

    Цель стран Запада и монархий Залива — свержение режима Башара Асада, а не прекращение насилия в стране. Если их план удастся, то Сирию ожидает не демократическое процветание, а анархия и экономический коллапс по ливийскому сценарию

    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама