Бремя черного человека

Культура
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)

Ничто не ново под луной. Год за годом Берлинале ведет с обществом дискуссию о политической миссии кино — а тут в ретроспективе вдруг покажут всем на радость отреставрированную, восстановленную вопреки всем цензурам копию «Октября» (1928) Эйзенштейна, и выяснится, что все проблемы были поставлены, а частично даже решены там и тогда. Или объявит директор Берлинского фестиваля Дитер Косслик, что самый актуальный регион современного кино — Африка, и, как назло, тут же в ретроспективе немецко-советского кооперативного кино 1920-х покажут незаслуженно забытый мультфильм «Сенька-африканец», где найдется место и для политики (пионеры маршируют вовсю), и для Черного континента, куда в компании крокодила отправляется советский мальчик-фантазер.

Мятежники против ретроградов

Крокодил стал одним из центральных героев самого, пожалуй, оригинального фильма конкурса Берлинале-2012, «Табу» Мигеля Гомеша, стилизованной черно-белой истории любви из жизни африканских колоний когда-то великой Португальской империи. Там меланхолический крокодил, как голубь-посланник, связывает одинокие сердца. Эта лента получила награду жюри критики ФИПРЕССИ и престижный приз Альфреда Бауэра за инновацию. «Снимал фильм в старом стиле, а наградили за новаторство», — удивился со сцены Гомеш.

И в самом деле, понятия о новом языке в киноискусстве сегодня размыты как никогда. Приход на фестивальную сцену неопримитивистов порой заставляет даже самого искушенного эксперта терять грань между игрой в наивность и подлинной простотой, которая бывает хуже воровства. Недаром на авансцене оказалась именно Африка, идолы которой вдохновляли лет сто назад сюрреалистов на их, бесспорно, новаторские произведения. Берлину есть чем похвастаться: смену усталой европейской парадигмы энергичной африканской здесь провозгласили аж в 2005-м, наградив «Кармен из Каеличе» «Золотым медведем». В этом году последним фильмом, показанным в конкурсной программе, оказалась «Мятежница» канадца Кима Нгуена, где все действие происходит в современной — и в то же время вечной и неизменной — Африке.

Героиню фильма (дебютантка Рашель Мванза получила «Серебряного медведя» за актерскую работу) мы встречаем двенадцатилетней, а расстаемся с ней четырнадцатилетней. За этот срок она успевает расстрелять собственных родителей из «калашникова», поступить в армию мятежников, сделать там карьеру личной шаманки вожака, сбежать с ровесником-колдуном и завести с ним семью, пережить гибель мужа, вернуться в лагерь женой боевика, убить его, сбежать в джунгли и самостоятельно родить там первенца. Увлекательный сюжет «Мятежницы» легко соотнести с подлинными событиями во многих африканских государствах, но вместе с тем это эпос, миф, вложенный в уста начинающего сказителя (неудивительно, что рассказчица путается в показаниях) и органично совмещающий псевдодокументальные факты с чистой магией, вроде ритуала поимки белого петуха или общения с духами умерших.

Старые и старейшие

Картин из Штатов в берлинском конкурсе почти не было, за исключением

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама