Упавшее небо

Культура
Москва, 22.10.2012
«Эксперт» №42 (824)

Фото: Архив пресс-службы

Джеймсу Бонду в этом году пятьдесят, хотя полвека назад в «Докторе Но» он явился на свет мужчиной зрелым. Ему, конечно, дана редкая способность, не старея, переходить из тела в тело, но ведь и у души есть срок годности. Не пора ли на покой? Вопрос законный. Особенно с учетом того, что предыдущая картина «Квант милосердия», в которую было вложено немало средств и усилий, оказалась, по общему мнению, самой слабой частью бондианы. Финита ля комедия, настало время умирать — или, по меньшей мере, уходить на пенсию.

От этих мыслей невозможно избавиться на первых десяти минутах новой, 23-й и в то же время юбилейной, картины об агенте 007 «Координаты “Скайфолл”». Вот он, старичок, входит в конспиративную квартиру, полную трупов. Вот преследует по узким улочкам восточного города — кажется, турецкого? — злодея. Вот он в джипе — за рулем эффектная дама, которая годится ему в дочери, но чувства к Бонду испытывает явно не дочерние. Раздолбали машины — пересели на мотоциклы, погнали прямиком по крышам (теперь точно видно: Стамбул). Стоп, где-то мы это только что видели… Верно, погоня по стамбульским крышам — главный трюк недавней «Заложницы 2», для Бонда — седьмой воды на киселе, даже не вторичной, а третичной. Но вот они бросили мотоциклы и теперь сражаются на крыше поезда. Видели в тысяче фильмов, знаем. Далее Бонд усаживается за штурвал экскаватора, пытается атаковать соперника ковшом. Но и это уже было — кажется, у Спилберга в прошлогоднем «Тинтине». Сплошное дежавю.

Капитулируют и авторы фильма. Раздается выстрел. Джеймс Бонд падает с моста, даже не успев прихватить с собой соперника. Тонет. Умирает. Идут титры (нет, не финальные — начальные). И пока мы привычно наблюдаем за дизайнерскими красотами — на сей раз подводными — и красотками, баюкающими гибнущего 007, есть время задуматься. Например, осознать, что самая популярная британская певица Адель, выводящая рулады за кадром, и самый популярный британский спецагент, годящийся ей-то уже в дедушки, имеют нечто общее, а именно: недюжинный потенциал, который подчас используется не по адресу.

Многие песни Адели довольно примитивны, но поет она красиво. А у Бонда полным-полно дурацких фильмов, начиная с «Кванта милосердия». Но если за обоих возьмется Сэм Мендес, случится настоящее чудо. Как саундтрек «Skyfall» — один из лучших в истории франшизы, так и картина «Координаты “Скайфолл”» — настоящее восстание из мертвых. «Мое хобби — воскресать», — нагло заявит Бонд чуть позже в беседе со своим оппонентом, мегазлодеем Сильвой. Что ж, чтобы ожить, сначала надо умереть.

Первые минуты фильма полны жанровых клише, но в последующих двух часах их почти нет: смотришь раскрыв рот. Не подумайте, что Мендес, будучи оскароносцем (других таких заслуженных режиссеров в истории бондианы не было) и маститым театральным постановщиком, специалистом по Шекспиру и Чехову, оригинальничает. Напротив, он знает правила игры назубок. Есть и суровая начальница М, и оружейник-технарь Кью, даже влюбленная в агента 007 секретарша Манипенни,

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (824) 22 октября 2012
    Турецко-сирийский конфликт
    Содержание:
    Большая турецкая ошибка

    Развязав войну с Сирией, Турция понесет колоссальные экономические и политические потери. Этот шаг уничтожит ее десятилетние достижения и претензии на региональное лидерство

    Повестка дня
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама