Миграционный приз

Культура
Москва, 05.11.2012
«Эксперт» №44 (826)

Фото: Архив пресс-службы

На прошедшей в венском музее современного искусства MUMOK на церемонии награждения лауреатов европейской арт-премии Henkel Art.Award.2012 российская художница Ольга Житлина была признана лучшей в номинации «Молодой художник года». С портфолио своих работ за 2010–2011 годы Житлина вошла и в «короткий список» главной номинации конкурса, но уступила победу художнице из Эстонии Марге Монко, выигравшей с серией фото и видео на тему постсоветской рефлексии.

В одиннадцатилетней истории престижной премии, в которой принимают участие авторы из 23 стран Центральной и Восточной Европы, победа художницы из Санкт-Петербурга — лишь второе попадание произведений русских авторов в европейский и мировой контекст. Первое же случилось буквально в прошлом году, когда более чем из тысячи заявок в шорт-лист попал Давид Тер-Оганьян и взял главный приз — 7 тыс. евро и две выставки, уже прошедшие в течение этого года в том же MUMOK и в московском Мультимедиа Арт Музее.

Тридцатилетняя Ольга Житлина окончила Еврейский университет и Академию художеств в Санкт-Петербурге. Как отмечает сама художница, многие произведения (фотографии, видео и инсталляции) создаются в сотрудничестве с другими авторами. Ее работы на социальные и общественно-политические темы участвуют в сборных выставках с 2007 года: в галерее G18 в Хельсинки, в арт-центре «Этажи» и в фонде Rizzordi Art в Санкт-Петербурге, в проектах Московской биеннале молодого искусства и многих других. Одна из последних таких выставок — «Вперед, к новым берегам! Миграция как возможность культурного развития», совместный российско-австрийский проект, проходит прямо сейчас в нижегородском планетарии. В ней Житлина участвует с интерактивной игрой «Россия — страна возможностей» («монополия для бедняков», как называет ее автор), созданной в сотрудничестве с петербургским «Мемориалом». «Игра — визуализация того, как сейчас устроена рабочая миграция в России. Играющий становится человеком, который въезжает сюда из стран безвизового режима, постсоветского пространства, с целью найти работу. Он должен законно въехать, найти работу. Смысл игры — образовательный. Мы хотели донести до общества проблемы мигрантов и то, как с ними реально работает система», — поясняет художница. Усовершенствованная версия игры весной этого года была выпущена «Мемориалом» и, по замыслу создателей, стала «учебным пособием для потенциальных мигрантов».

Именно этот проект наряду с остроумной фотосерией «Тряпка» и видео «Из 90-х в Ричмонд» и стал решающим фактором для международного жюри во главе с исполнительным директором MUMOK Райнером Фуксом для принятия решения о присуждении премии Ольги Житлиной. Принимая награду, художница отметила, что церемония совпала с Днем памяти жертв политических репрессий в России и выразила солидарность с Pussy Riot и политзаключенными нашей страны.

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (826) 5 ноября 2012
    Газ
    Содержание:
    Сланца очистительное пламя

    Рост добычи сланцевого и других «нетрадиционных» видов газа балансирует мировой рынок, оставляя в прошлом сверхвысокие цены и региональный дефицит. Чтобы сохранить место под солнцем, «Газпрому» неизбежно придется заняться повышением эффективности своего бизнеса

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама