Выбирать не обязательно

Политика
Москва, 28.01.2013
«Эксперт» №4 (836)
Отказ от прямых выборов губернаторов позволит оставить под ковром конфликты между влиятельными группами интересов в регионах. Возможностью не выбирать губернаторов могут воспользоваться не только на Северном Кавказе

Фото: ИТАР-ТАСС

В среду Государственная дума приняла в первом чтении закон о праве регионов отказаться от прямых губернаторских выборов. Представлял законопроект в Думе зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству депутат от Дагестана Ризван Курбанов, один из его авторов. Посыл понятен: вероятно, именно Дагестан в Кремле рассматривается как первый кандидат на «непрямые» выборы главы региона, и важно продемонстрировать поддержку этой идеи в политической верхушке республики.

Всю прошлую неделю президента Дагестана Магомедсалама Магомедова отправляли в отставку. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в республике утверждал, что первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин потребовал от Магомедова написать заявление об уходе по собственному желанию. На следующий день была отменена встреча главы Дагестана с премьер-министром Дмитрием Медведевым, на которой должно было обсуждаться празднование 2000-летия Дербента. Как утверждала газета, поводом для отставки стало заявление Магомедова, что Дагестан готов провести прямые выборы губернатора. До конца рабочей недели об уходе главы республики объявлено так и не было, но известно, что в среду ему удалось встретиться с Владимиром Путиным. Теперь в Дагестане говорят, что отставки не будет, а в Москве «источники в Кремле» рассказывают прессе, что решение о ней уже принято.

На фоне этой истории глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, ранее готовившийся к выборам в своей республике, предложил и вовсе вернуться к назначению губернаторов. Правда, с характерной оговоркой: по всей стране. Это и станет главной проблемой принятия, а потом исполнения закона: регионы официально разделят на способные и не способные избирать своих глав. Возможно, Дагестаном и другими северокавказскими республиками географическая область применения закона не ограничится.

Партийные тройки

Законопроект предполагает, что регионы могут сами принимать решение, сохранять ли им прямые выборы губернаторов или переходить к избранию региональных начальников парламентами. Второй вариант получает не лишенную тонкостей процедуру. Сначала партии, имеющие представительство в региональном законодательном собрании или в Государственной думе, выдвигают кандидатов и представляют их президенту. При выдвижении они обязаны консультироваться с партиями, у которых есть в регионе отделение, но нет парламентского представительства, — модный в сезоне тренд диалога с непарламентской оппозицией. Каждая партия должна представить президенту трех кандидатов, причем они не обязательно должны быть членами партии. Затем президент из представленных кандидатур тоже отбирает три и вносит их в региональный парламент. Тот голосует, и регион обретает губернатора.

От прежнего порядка назначения губернаторов это отличается тем, как будет распределена ответственность за выбор кандидатуры. Раньше победившая на выборах в заксобрание партия представляла три кандидатуры, из которых президент выбирал одну. Соответственно, борьба шла сначала за включение в с

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (836) 28 января 2013
    Офшоры
    Содержание:
    Пора возвращаться с островов

    Прозрачность офшоров — мировой тренд, а теперь еще и российский. Несмотря на то что офшоры считаются совершенно необходимыми для российского бизнеса, экономике страны они уже нанесли огромный ущерб

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама