Еще один канал

Международный бизнес
Москва, 24.06.2013
«Эксперт» №25 (856)
План строительства «второго Панамского канала» в Никарагуа — дитя короткой, но бурной встречи китайских амбиций с латиноамериканским менталитетом

Фото: Globallookpress

13 июня 2013 года может войти в мировую историю как день, радикально изменивший структуру международной торговли: парламент Никарагуа одобрил выделение в 50-летнее управление гонконгской компании Nicaragua Canal Development Investment Co. (NCDI) участка земли для строительства нового канала, который соединит Тихий и Атлантический океаны (аренда может быть продлена еще на 50 лет). Бюджет проекта оценивается в 40 млрд долларов США, и это явно консервативная оценка — еще в сентябре прошлого года речь шла лишь о 30 млрд долларов. По плану, помимо собственно канала через территорию Никарагуа будет проложен нефтепровод, проведена железная дорога, а на побережье созданы свободные экономические зоны и построены современные порты и аэропорт.

Впрочем, «проект века» вызывает у экспертов массу вопросов. Сегодня это скорее повод поговорить о состоянии дел в международной торговле, чем реальная бизнес-история. Денег на строительство пока нет, не проведены и серьезные экологические и макроэкономические расчеты, хотя на них уже наняты авторитетные подрядчики — McKinsey.

Китайский аспект этой истории интересен и в связи с самим Панамским каналом, где право на оперирование двумя крупнейшими портами принадлежит гонконгскому холдингу Hutchinson Whampoa. 15 лет назад, когда гонконгцы только получали контракт, это вызвало истерику у ряда американских политиков. «Китайцы захватывают важнейший транспортный путь», «стратегические интересы США под угрозой» — с такими заявлениями выступили сенаторы-республиканцы. Время показало, что эти страхи были сильно преувеличены, но Китай действительно пришел в Латинскую Америку всерьез и надолго. Сегодня уже другие представители КНР претендуют на открытие нового пути из Тихого океана в Атлантический. Даже если у них ничего не получится, появление таких идей говорит о многом: кроме китайцев, на «проекты века» сегодня никто не отваживается.

«В Америке сменился экономический климат. Этот регион — больше не “внутренний двор” США. Их конкуренты чувствуют себя здесь все более уверенно», — говорит директор программ исследования Центральной Америки вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Карл Мичем.

Действующие лица

В истории с каналом немало странного. Контракт получила компания, созданная лишь несколько месяцев назад и зарегистрированная на Каймановых островах и в Гонконге. Сам по себе этот факт может и не вызывать особых опасений — многие крупные китайские компании прибегают к офшорным схемам. Хуже другое: у владельца NCDI нет опыта ведения крупных инфраструктурных проектов.

Сорокалетний Ван Цзин еще месяц назад был известен лишь отраслевым журналистам как владелец телекоммуникационной компании Xinwei, производящей различное оборудование для сотовых операторов. Представители Xinwei неоднократно бывали в Никарагуа в последние пару лет — компания пыталась получить подряд на модернизацию систем сотовой связи в этой стране. Впервые о возможности строительства канала в Никарагуа публично заговорили в сентябре прошлог

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (856) 24 июня 2013
    Экономическая политика
    Содержание:
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама