Проверка на прочность

Наталья Комлева
16 сентября 2013, 00:00

В первом полугодии 2013 года многие страховщики вновь встали перед выбором между демпингом и сжатием страхового портфеля. Не допустить кризиса поможет усиление надзора и развитие новых каналов продаж

Иллюстрация: Эксперт Online
Не допустить кризиса поможет усиление надзора и развитие новых каналов продаж

В нынешнем году закончился трехлетний период восстановления российского страхового рынка. После рекордных прибылей и ускорения 2012 года страховщики снова столкнулись с замедлением роста и снижением рентабельности. В частности, темпы прироста взносов по сравнению с первым полугодием 2012 года составили 13%, снизившись за год на 11 п. п. За аналогичный период рентабельность собственных средств упала с 7 до 4%. Но это лишь средние по рынку показатели. Наиболее быстрорастущий сегмент (страхование жизни и здоровья заемщиков) заняли компании, связанные с банками. А в розничном сегменте стремительно усиливают свои позиции кэптивы. Эти же группы компаний являются рекордсменами по прибыли. Остальные страховщики уже сейчас работают в условиях стагнации и минимальной рентабельности.

Тающая прибыль

Снижение прибыли страховой отрасли в первую очередь связано с ростом судебных расходов и средних выплат по ОСАГО и каско. Число судебных исков к страховым компаниям за последние годы выросло на порядок. Этому способствовали решения Верховного суда и активность страховых юристов. Все чаще при обращении в суд страхователям удается получать от страховщиков возмещение даже по нестраховым случаям.

«Не будет преувеличением сказать, что распространение действия Закона о защите прав потребителей на страхование разделило развитие страхового рынка на “до” и “после”. С одной стороны, безусловно, с этого момента началось формирование цивилизованного подхода в разрешении страховых споров, что со временем приведет к улучшению отношений в сфере страховых услуг. С другой стороны, ряд мер стал шоком для страховых компаний. Среди них непризнание Верховным судом учета износа автомобиля, обязательство для страховых компаний платить по ДТП, которые совершены не вписанными в полис автокаско водителями, возмещение утраты товарной стоимости, признание страховым случаем угона транспортного средства с оставленными в салоне документами и ключами», — рассказывает Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент СГ МСК.

Все это приводит к незапланированному росту расходов страховщиков и ограничивает их возможности по селекции рисков. Это вынуждает страховые компании повышать тарифы по каско, однако в условиях снижения продаж новых автомобилей и общей нестабильности экономики рост тарифов может привести к заметному оттоку клиентов. При этом по сравнению с кризисом 2008–2009 годов в 2013-м у страховщиков практически нет пространства для маневра. Снижение качества урегулирования убытков сразу выльется в рост судебных издержек и штрафы со стороны регулятора.

Ситуация может еще больше осложниться в случае увеличения лимитов ответственности по ОСАГО без корректировки тарифов. С учетом будущих проблем лидеры рынка в первом полугодии 2013 года начали постепенно сокращать свои доли в этом виде страхования.

Точки роста

Выход из патовой ситуации, сложившейся в автостраховании, страховщики пытаются найти в других сегментах страхового рынка. Однако сделать это не так-то просто. Снижение темпов роста промышленного производства и капитальных вложений сказалось на замедлении роста корпоративного сегмента. Введение обязательного страхования ответственности перевозчиков дало рынку лишь 3 млрд рублей дополнительных сборов и гораздо больше социальной ответственности. Традиционная модель розничных продаж за счет страховых агентов и брокеров показала лишь незначительный прирост взносов.

Одной из немногих точек роста стали продажи через нестраховых посредников и интернет. Именно за счет банков-партнеров развивалось накопительное страхование жизни. При этом, по предварительным оценкам «Эксперт РА», темпы прироста взносов по смешанному и аннуитетному страхованию жизни, а также по инвестиционно-страховым продуктам превысили 30%. За счет нестраховых посредников и интернет-продаж также заметно выросли взносы по страхованию имущества физических лиц, активно продавались полисы страхования от несчастных случаев и страхования выезжающих за рубеж.

«Нестраховые посредники — один из ключевых каналов продаж, он быстро развивается и имеет хорошие перспективы. Основное преимущество таких посредников — способность предложить клиенту страховку именно в тот момент, когда он в ней нуждается. Многие онлайн-продавцы начинают понимать это преимущество и расширяют свой пакет предложений для клиента. Те же сайты-агрегаторы, продававшие только авиабилеты, теперь предлагают и страхование, и аренду автомобилей, и бронирование отелей», — добавляет Юлия Гадлиба, вице-президент по розничным продажам группы «Ренессанс Страхование».

Во второй половине 2013 года положительное влияние на динамику взносов по страхованию автокаско окажет восстановление с 1 сентября 2013 года программы льготного автокредитования. Это поможет немного смягчить ситуацию в автостраховании.

На пути к цивилизации

Замедление роста и снижение прибыли страховых компаний происходит параллельно со структурной перестройкой и повышением прозрачности рынка. Все это будет ограничивать возможные масштабы демпинга.

К концу мая 2013 года страховщики впервые сдали в надзор консолидированную отчетность по МСФО, а в августе на сайте регулятора впервые была опубликована отчетность страховых компаний. С 1 сентября надзор за страховщиками перешел в ведение мегарегулятора на базе ЦБ. Уже осенью планируется начать разработку финансовых нормативов для страховых компаний. Эти меры приведут к существенному росту репутационных и регулятивных рисков для компаний, занижающих свои страховые тарифы.

Этим летом были приняты масштабные поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ». Некоторые из новаций, например создание института спецдепозитария, требующего от страховщиков подготовки ежедневного баланса, весьма спорные. Но большинство изменений оценивается позитивно. Ведение реестра страховых агентов, требование дополнительных гарантий от брокеров, разделение ответственности страховщиков и страховых посредников, внутренний контроль и внутренний аудит, дополнительные требования к руководству страховых компаний — все это будет способствовать повышению надежности страхового рынка.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться на сайте «Эксперт РА» по адресу www.raexpert.ru.