В защиту социологов

На улице Правды
Москва, 16.09.2013
«Эксперт» №37 (867)

Выборы московского мэра подвергли репутацию отечественной социологии тяжелым испытаниям. Все социологические гранды (ВЦИОМ, ФОМ и Левада-центр) и примкнувший к ним «Комкон» согласно посулили С. С. Собянину порядка 60% голосов вместо реально полученных им 51,5%, А. А. Навальному же пообещали порядка 20% вместо полученных им 27,5%.

Размер погрешности довольно (даже слишком) большой, в довершение к тому полевой прогноз, осуществленный собственной социологической службой штаба Навального, оказался более точным. В штабе посулили Собянину 49–51%, а Навальному — 24–26%, что существенно ближе к фактическому результату.

После чего не только горячие партизаны А. А. Навального, вообще оценивающие оппонентов в категориях жуликов и воров и сводящих все проблемы к простой продажности, но и люди, прежде отличавшиеся большей осторожностью в суждениях, заговорили о продажной девке социологии и бесповоротной дискредитации «большой тройки». Социолог, подобно саперу, ошибается один раз — во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из господствующих в прессе мнений.

Сколько раз можно ошибаться, почему ошибка оказалась столь дружной, почему неверностью прогнозов согрешили не только давно причисленные к злодеям ФОМ и ВЦИОМ, но и Левада-центр и «Комкон», которым еще вчера ныне злословящие пели осанну, — на эти вопросы можно, конечно, отвечать в рамках всеобъемлющей теории кремлевского заговора. Все на жалованье у АП РФ, только некоторые, подобно Левада-центру, более законспирированные и оттого еще более злокозненные. К разоблачению вейсманизма-морганизма нам не привыкать. Тем более когда в опытах вейсманистов-морганистов действительно произошел чувствительный просчет.

Теория заговора (она же теория продажности) действительно дает ответы на все вопросы, но простейшая корректность предписывает сперва рассмотреть возможные причины добросовестной ошибки. Кстати, не такой уж небывалой. Вторжение в избирательную рутину напористого внесистемного политика не впервые посрамляет социологов. Достаточно вспомнить думские выборы 1993 г. с 23%, полученными партией Жириновского (этот успех никогда более не удалось повторить). Россия тогда, по выражению Ю. Ф. Карякина, одурела, а политический лексикон обогатился термином «феномен Жириновского», обозначающего такое поведение избирателя, когда он говорит социологу то, что, по его мнению, нужно говорить, а в уединении избирательной кабины распоясывается. Феномен этот не только с Жириновским и даже не только с одуревшей Россией связан. На президентских выборах 2002 г. во Франции считавшийся совершенно не комильфотным лидер Национального Фронта Ж.-М. Ле Пен вышел во второй тур, выбив из него лидера социалистов Л. Жоспена и чуть было не поломав двухпартийный маятник. Франция тогда изрядно одурела и французские социологи вместе с ней.

Французский пример тем более показателен, что сценарий президентских выборов казался в ней довольно устоявшимся. А именно в устоявшихся ситуациях социологические прогнозы более действенны, нежели в обстоя

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (867) 16 сентября 2013
    Выборы
    Содержание:
    Что выгодно для России, для Москвы — проблема

    Двадцать семь процентов голосов, отданных за лидера несистемной оппозиции в столице, — столько пришлось заплатить Кремлю за возрождение реальной конкуренции и усложнение политической системы в регионах России. Похоже, результат того стоил

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама