Как не пустить в соцсеть

Елена Николаева
7 марта 2015, 16:25

По разным подсчетам, от 10 до 30% оплаченного работодателем времени современный «компьютеризованный» персонал тратит на нецелевое блуждание по интернету, в первую очередь на соцсети

В Институте стратегического анализа ФБК, например, подсчитали, что в 2012 году «лайки» и дружеская переписка обошлись экономике от 281,7 млрд до 311,5 млрд рублей. При этом чаще других отвлекаются занятые в сфере финансов и недвижимости, за ними идут сотрудники образования, госуправления, обеспечения безопасности и социального страхования. Следом за ними в рейтинге — занятые в обрабатывающих производствах, торговле и ремонте.

Борьба с прокрастинацией сотрудников — проблема старая. Однако кризис заставит многих из них пересмотреть свое отношение к работе, а работодателей — перепробовать все методы для повышения производительности труда и снижения издержек. Инструментов с разной степенью эффективности для этого придумано много: электронные пропуска, дедлайны, система мотивации, сдельная форма оплаты труда, премии, штрафы и т. д. Из новых — слежка и контроль за нецелевым использованием рабочего времени непосредственно через компьютер работника.

Предложений такого рода на рынке несколько. И они востребованны. Например, написанная разработчиками из Мордовии программа CrocoTime существует в коммерческом варианте неполные два года, однако с ее помощью отслеживаются действия порядка 20 тыс. сотрудников 120 организаций, в том числе «Газпрома», «Ростеха», группы ГАЗ, Ecco, Hellmann Worldwide Logistics, Yumgiskor Holding. Из конкурентов программы на рынке схожие услуги предоставляют DeskTime, «ОфисМетрика» и StaffCop.

Как это работает

«Производительность нашей системы позволяет работать с компаниями, где от одной тысячи до десяти тысяч “компьютеризированных” сотрудников, — рассказывает основатель компании “Инфомаксимум” Александр Бочкин. — CrocoTime устанавливается на сервер компании и собирает информацию о программах, которыми пользуется работник в трудовые часы, и сайтах, которые тот посещает. Программы и сайты при этом делятся на продуктивные и непродуктивные (в каждой компании они свои, настройки задает администратор) как для отделов, так и индивидуально. Система выдает отчеты, из которых видно, сколько времени тратится на выполнение рабочих задач, а сколько работодатель оплачивает напрасно. CrocoTime позволяет автоматизировать учет рабочего времени для бухгалтерии, объем сверхурочной работы сотрудников, получать уведомления о прогулах, опозданиях, вовремя увидеть снижение мотивации или желание сменить работу. Программа позволяет работать с большими объемами данных и предоставляет статистику как по конкретным сотрудникам, так и по отделам, филиалам и компании в целом. При этом годовой отчет по тысячам сотрудников формируется менее чем за одну секунду».

 11.jpg

 12.jpg

Все, что нужно освоить руководителю, — четыре экрана активности, один экран настроек, один экран группировки и один экран регламента. Программа уже претерпела множество обновлений, на первых клиентах разработчики фактически учились решать проблемы быстродействия, производительности при одновременной активности большого числа пользователей, работы с разными часовыми поясами, учета индивидуальных графиков работы. Добились они и того, что программа собирает статистику только с активного окна из открытых вкладок. Отчет о нецелевых прогулках по Сети поступает не позднее чем через пять минут; менеджер может настроить и email-уведомление. Опций множество, «Инфомаксимум» постоянно выпускает обновления к ПО. Есть и попытка проявить лояльность к сотрудникам — так, руководители все же не могут отслеживать вводимый сотрудниками текст; также отмечается, что программа не делает скриншоты.

Что это дает руководителю? По сути, понимание того, на что он тратит деньги. Дистанционно оценить загрузку одних сотрудников и простой других. Высчитать KPI. Ну а затраты на ПО компенсируются невыплаченными премиями.

Что касается сотрудников, то все в принципе понимают: на работе нужно работать. Знание о том, что в компании ведется слежка, как показывает множество экспериментов, неминуемо повышает эффективность труда. К тому же тех, кто трудится наиболее активно, система тоже заметит. 

Попытка номер пять

Александр Бочкин программированием увлекается с детства, в личном активе — опыт и уроки нескольких неудачных проектов. Последовательно пришлось обжечься сначала на программе шифрования данных, затем на Maxapt (программа отслеживала действия сотрудника в компьютере). В 2008 году Александр зарегистрировал компанию «Инфомаксимум», под этим брендом проектировался проморобот (на грант Фонда Бортника), потом была система планирования CoffeePlan, зарегистрированная в 2008 году. Идея, уже можно сказать, удавшегося CrocoTime пришла во время написания кандидатской диссертации в 2012 году: «В то время приходилось подписывать очень много документов, на что уходила масса времени. Причиной были закрытые в рабочее время кабинеты, долгие ожидания ради единственной подписи, внеурочные перерывы на чай, пасьянс “косынка” и тому подобное. Тогда я и подумал, что сотрудники относились бы к работе иначе, если бы их время контролировалось и результаты работы отражались на заработной плате. А программа, которая позволит руководителю видеть онлайн, чем заняты подчиненные, будет востребована менеджерами». Первые вложения в проект составили всего 200 тыс. рублей. Фактически команда пыталась возродить старые наработки по мониторингу действий сотрудника (Maxapt). В скудный бюджет пытались уместить затраты на разработку продукта, маркетинг, зарплату, рекламу. Повезло, что еще на начальном этапе, на уровне прототипа, совершенно в сыром виде программу установил первый клиент — фирма «Панавто Ко», которой понравилась сама идея. Дальше уже удавалось развиваться, учиться на ошибках и совершенствовать систему на деньги клиентов. Понадобилось шесть месяцев для превращения CrocoTime в коммерческий продукт. Настоящий бизнес со стратегией, подразделениями, распределением обязанностей и структурой сформировался в 2014 году.

Развитие и планы

Главное препятствие, по словам разработчика системы мониторинга, несознательность российского бизнеса: не хочет руководство помочь своим же сотрудникам повысить производительность труда.

Оглядываясь назад, пусть на небольшой, но довольно успешный путь CrocoTime, Александр отмечает: «Главной ошибкой считаю низкое внимание к продажам. Сосредоточился на разработке, недостаточно анализировал работу сейлз-менеджеров. Из-за плохой организации продаж компания потеряла время, деньги, темпы развития — могли бы заработать в два раза больше денег в 2014 году при сохранении качества продукта. А если бы мы эти деньги еще и вкладывали в развитие, цифры были бы совсем другие. Еще один важный вывод, к которому пришел по итогам анализа деятельности компании: нужно было обратиться к инвесторам. Низкий стартовый бюджет отнял у нас массу времени, а можно было сэкономить несколько лет».

В остальном все, как у всех стартаперов: проблемы масштабирования, сложности разработки и выстраивания бизнес-процессов. Кроме того, региональный фактор: несмотря на небольшие зарплаты и арендные ставки, сложно найти профессионалов. Тем более в разработке продуктов.

В планах — увеличение продаж как в России, так и в ближайшем зарубежье. Продуктом уже пользуются в Белоруссии и Казахстане. Возможно и масштабирование на европейский рынок. 

Калькулятор

В компании работают 17 человек — разработчики, управленцы, маркетологи, менеджеры по работе с клиентами, PR-специалисты, бухгалтер. Расходы — налоги, ФОТ, реклама. «Суммы ежемесячных расходов компании таковы: в январе 2014-го они составляли 600 тысяч рублей, к июлю увеличились до одного миллиона, а к концу года мы тратили (и тратим сегодня) уже около полутора миллионов ежемесячно», — делится выкладками Александр. Итого за 2014 год потрачено около 11 млн рублей.

Услуги предоставляются в трех вариантах: трехмесячная лицензия на одного сотрудника стоит 640 рублей, полугодовая — 1 тыс. рублей, бессрочная — 2,56 тыс. рублей: кроме того, после первого года пользования услугой покупатель должен ежегодно оплачивать 30% от стоимости ПО.

Оборот Бочкин не раскрывает, но если считать очень грубо, по среднему тарифу с учетом неодновременного прихода клиентов, то выходит, что за 2014 год его компания получила до 20–22 млн рублей. Бизнес, по словам предпринимателя, окупился уже в первые три месяца работы. В настоящее время компания вышла на стабильные доходы, которые, впрочем, возвращаются в бизнес — идут на расширение штата, вложения в рекламу, закупку техники и т. д.