Как спустить бюджет в канализацию

Павел Кузнецов
6 июля 2015, 00:00

Горнозаводский район Пермского края может стать первым в стране муниципалитетом-банкротом. Причиной несостоятельности стала не сложная экономическая ситуация, а неэффективное управление муниципальными финансами, в частности отраслью ЖКХ

В сельском поселении Пашийское разбирают котельную. Она была единственным источником отопления для многоэтажных домов поселка, это больше тысячи квартир. Состояние котельной давно уже было аварийным, но в этом году Пашийский металлургическо-цементный завод, которому принадлежит котельная, решил, что больше не может содержать ее за свой счет. А администрация Горнозаводского муниципального образования, к которому относится Пашия, котельную на свой баланс брать не спешит. Был проект строительства в Пашие новой котельной, но в этом году деньги на него не выделены.

Вообще, у Горнозаводского муниципалитета крайне сложное финансовое положение — и причиной тому стал вовсе не экономический кризис, а небрежное отношение к собственному бюджету и к сфере ЖКХ.

Забудем про долги

Десять лет назад предоставлявшее услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения МУП «Горнозаводское МПО ЖКХ» стало банкротом. Несколько лет подряд оно постепенно лишалось своего имущества, которое передавалось другим юридическим лицам, и в итоге наступил момент, когда предприятие уже не могло ни обеспечивать свою деятельность, ни платить налоги. Основным кредитором Горнозаводского МПО ЖКХ был федеральный бюджет — МУП накопило 36 млн рублей задолженности по налогам. Вместе с пенями и штрафами долг перед федеральным бюджетом постепенно вырос до 62 млн рублей.

Но тихо обанкротить МУП и забыть о долгах не получилось: через два года суд установил, что долги возникли из-за действий должностных лиц администрации района, и субсидиарную ответственность по долгам должно нести Горнозаводское муниципальное образование.

Так Горнозаводский муниципальный район стал должен кредиторам банкрота 62 млн рублей. Как ни пыталась Федеральная налоговая служба взыскать с Горнозаводского муниципального образования долги, у нее ничего не получалось: муниципалитет упорно отказывался платить. Так прошло еще пять лет, долг муниципалитета за это время вырос еще на 15 млн рублей.

В мае 2013 года субсидиарная ответственность муниципалитета, к тому времени увеличившаяся до 77 млн рублей, была выставлена на торги и продана частной компании «Актион». В компании рассказали, что, приобретя права требования к Горнозаводскому району, они предлагали должнику заключить мировое соглашение и реструктурировать задолженность, причем даже с отказом от процентов.

Однако глава района отказался от переговоров и от исполнения решений судов. В результате долг перед «Актионом» за два года вырос еще на 27 млн рублей и продолжает ежемесячно увеличиваться примерно на 500 тыс. рублей.

Все это время Горнозаводский муниципалитет не только не пытался погасить задолженность или хотя бы пени и штрафы, но даже отказывался признавать само наличие долга. О требованиях кредиторов к муниципальному бюджету не знало даже земское собрание муниципального образования. «Информация до нас была доведена несвоевременно, — говорит депутат земского собрания Ольга Незнамова. — О том, что у муниципалитета такой огромный долг, мы узнали очень поздно. Когда узнали, глава района убеждал, что вопрос решается, но задолженность только росла за счет начисления процентов». Причем этот долг у района не единственный, есть и другие долги, образовавшиеся в связи с субсидиарной ответственностью, выдачей муниципальных гарантий и т. д.

Таким образом, Горнозаводский муниципалитет имеет все шансы стать первым в российской истории муниципальным образованием-банкротом. Банкротом по факту: как таковой процедуры банкротства для муниципальных образований не предусмотрено, есть процедура введения временной финансовой администрации, по сути, аналогичная процедуре введения внешнего управления при банкротстве коммерческих предприятий.

Временная финансовая администрация формируется субъектом федерации, ее задача — восстановить платежеспособность муниципального образования и навести порядок в местных финансах. Вводится временная администрация в том случае, если размер долга муниципального образования превышает 30% его собственных доходов. Размер долга Горнозаводского района стремительно приближается к этому порогу.

Пока ни в администрации района, ни в администрации губернатора Пермского края не могут ничего сказать о том, будет ли введена временная финансовая администрация. В администрации губернатора сообщили, что правительство края сейчас разбирается в ситуации. «Проведены совещания с привлечением правового департамента с целью доскональной проработки вариантов выхода муниципалитета из непростой финансовой ситуации. Премьер Геннадий Тушнолобов совместно с властями района проведет ряд встреч, в том числе с кредитором. Варианты решения будут известны после данных мероприятий», — заявили в администрации.

Но уже сейчас есть основания задаться вопросом: справляется ли администрация Горнозаводского района с муниципальными финансами, правильно ли расходуются средства бюджета? Ответы очевидны.

Трубы из СССР

Может быть, горнозаводское ЖКХ — действительно черная дыра, куда утекают немалые суммы, а местный муниципалитет вынужден брать на себя огромные долги, сформировавшиеся в этом секторе?

К сожалению, приходится признать, что управление сферой ЖКХ в районе далеко от удовлетворительного. Вот отчет главы Горнозаводского городского поселения за 2013 год. В нем говорится, что в 2013 году был произведен текущий ремонт трех котлов на одной из городских котельных и выполнен капитальный ремонт сетей теплоснабжения — 152,7 погонного метра, а также заменены аварийные участки водопроводной сети — 48,5 погонного метра. Даже для небольшого Горнозаводска это смешные цифры. В отчете главы администрации района за 2014 год фигурируют аналогичные показатели. Единственный крупный проект в сфере ЖКХ — модульная газовая котельная мощностью 8 Гкал/час, построенная в 2013 году в одном из поселков, но основные деньги на это выделил Пермский край.

«О плачевном состоянии коммунальной сферы в Горнозаводском районе свидетельствует тот факт, что прошлое лето жители города провели без горячей воды, — говорит Андрей Логинов, гендиректор компании ЖКО, обслуживающей дома Горнозаводска в качестве управляющей компании. — Потом наступил срыв отопительного сезона 2014 года: вместо середины сентября отопление в дома жителей было подано лишь в октябре. Теплоснабжение и водоотведение в плачевном состоянии, сети не менялись с советских времен».

Фактически в горнозаводский сектор ЖКХ последние десять лет вообще не инвестировали. «Замена участков теплосетей в Горнозаводском районе проводится в случае аварий, утечек; капитального ремонта сетей не проводилось уже много лет, — соглашается Ольга Незнамова. — Конкретно в нашем доме идет четвертая неделя без горячей воды — ремонтники пытаются устранить утечку в сети. В районе ситуация еще хуже. В Пашийском и Теплогорском поселениях жители вынуждены обходиться без горячей воды все лето».

Года два назад компания ЖКО получила предложение вывести МУП «Горнозаводское ПО ЖКХ» из предбанкротного состояния. ЖКО — поставщик тепла и воды в дома Горнозаводска, и в этом качестве оно сменило МУП. На тот момент у МУП была колоссальная кредиторская задолженность — более 80 млн рублей, в том числе 56 млн рублей задолженности только за газ, и это не считая долгов перед налоговыми органами и подрядчиками. Но всего за год и два месяца предприятие вышло из кризисной ситуации, погасив все долги. «Во-первых, огромные усилия были предприняты, чтобы перевести предприятие на упрощенную систему налогообложения (непонятно, что останавливало предыдущее руководство использовать эту возможность), — рассказал Андрей Логинов, выводивший МУП из предбанкротного состояния. — Переход на УСН освобождает предприятие от уплаты НДС, что дает экономию более 8 миллионов рублей в год. Во-вторых, была проведена большая работа по взысканию задолженности с населения (долг по платежам за коммунальные услуги составлял более 40 миллионов рублей, который, заметим, накапливался годами). За год работы эта задолженность снизилась вдвое. В-третьих, был заключен договор с подрядной организацией ЖКО, которая взяла на себя всю работу по обслуживанию жилого фонда, а самое главное — погашение долгов перед энергоресурсными организациями, прочими подрядчиками и налоговой инспекцией».

Однако после отстранения ЖКО от работы МУП долги последнего перед ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками (в том числе ЖКО) опять стали расти — и подано заявление о признании его банкротом. Грозит повториться та же ситуация, что и с его предшественником — МУП «Горнозаводское МПО ЖКХ».

Предприятия ЖКХ Горнозаводска и Горнозаводского района не вылезают из долгов: в том же отчете главы городского поселения за 2013 год говорится, что задолженность за газ местной ресурсоснабжающей организации «Горнозаводск-МикроТЭК» составляет 19 млн рублей, а задолженность МУП «Горнозаводское ПО ЖКХ» перед ООО «Горнозаводск-МикроТЭК» — 9,3 и 7,8 млн рублей за тепловую энергию и водоснабжение соответственно.

В чем же дело? Ведь за услуги ЖКХ население Горнозаводского района платит исправно: к примеру, средний сбор по городскому поселению за 2013 год составил 91%. Это хороший результат, да и с неплательщиками можно вести работу, чтобы сократить неплатежи, как показал опыт того же ЖКО. Приходится признать, что все дело в неэффективном управлении предприятиями отрасли.

В результатах аудиторской проверки МУП «Горнозаводское ПО ЖКХ», проведенной компанией «МСБ-Аудит» по деятельности за период с января 2011-го по сентябрь 2013 года, говорится о ряде нарушений: к примеру, всего за два года на деньги, полученные от населения в качестве платежей за услуги ЖКХ, было отремонтировано несколько квартир и частных домов — безвозмездно, на сумму 1,11 млн рублей. «Выполняя ремонтные работы в отдельных квартирах, предприятие включает их в затраты по содержанию жилья других жильцов многоквартирного дома, завышая стоимость квартплаты. Если ремонт производится в жилье, принадлежащем муниципалитету, расходы должны предъявляться администрации города, а не перекладываться на плечи собственников квартир», — говорится в результатах проверки. И это только один из примеров того, как Горнозаводское ПО ЖКХ расходует деньги. Серьезные убытки ему нанесла удивительная щедрость — МУП сдавало в аренду свое имущество, но арендную плату не получало и не требовало ее. «Анализируя данные дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что арендаторы не платили не то что месяцами, они могли не платить год. Пени не начислялись», — удивлялись аудиторы. То есть денег заплатить за тепловую энергию ресурсной организации у МУП не было, а чтобы менять унитазы и класть плитку в частных квартирах — были. При этом по цепочке дебиторская задолженность создавалась у «Горнозаводск-МикроТЭКа», тот, в свою очередь, не платил за газ и электроэнергию, а региональный поставщик газа «Газпром Межрегионгаз Пермь» или местная сетевая компания «КС-Прикамье» прекращали подачу газа или электроэнергии. И жители домов оставались без горячей воды.

Что будет дальше с Горнозаводским районом, способен ли он выбраться из трясины долгов и разрушенного ЖКХ? Для этого нужны непривычные для района решения.

В первую очередь необходимо навести порядок с финансами в сфере ЖКХ и прекратить использовать предприятия сектора как источник для неоправданных расходов. Во вторую — привлечь к ответственности лиц, виновных в наращивании долговой нагрузки предприятий ЖКХ и бюджета района, неэффективном расходовании бюджетных средств. В конце концов, в полную силу заниматься сферой ЖКХ. По экспертным оценкам, в изношенных теплосетях теряется до 30% тепла. Капитальный ремонт и замена труб, сделанные на деньги частных инвесторов, могли бы решить проблемы и жителей района, и ресурсников, и местного ЖКХ — просто за счет экономии.

В скором времени может быть введена ответственность губернаторов за долги регионов — вплоть до отстранения от должности. Согласно готовящимся поправкам в Бюджетный кодекс, Минфин сможет оценивать эффективность региональных властей, которые в свою очередь должны будут согласовывать с центром свою долговую политику. Предполагается, что суммарный долг региона не должен превышать 20% его доходов. Нет сомнений, что в будущем будут ужесточены и требования к долгам муниципалитетов. А значит, ситуации, аналогичные горнозаводской, должны будут тем или иным образом разрешиться.