Юзеры против «Яндекса»

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
19 октября 2015, 00:00

Крупнейшая российская интернет-компания под натиском общественности отказалась от запуска нового проекта

Идея нового сервиса была очевидна. Увеличение доли легального киноконтента в Сети само собой подталкивает к созданию сайта, который объединял бы ресурсы, предоставляющие доступ к этому контенту, и одновременно мог бы выступить в качестве специализированной социальной сети для любителей кино.

По схожему принципу уже работает сайт Bookmate, который предоставляет своим пользователям возможность читать книжные новинки всех издательств, расставлять полюбившиеся им книги на виртуальные полки, собирать поразившие их воображение цитаты и делиться всем этим в социальных сетях.

Правда, Bookmate берет со своих читателей помесячную плату, а уже потом с нее отчисляет процент издательствам, тогда как обновленный «Кинопоиск» рассчитывал на получение денег с прокатчиков в виде процента от платы за просмотр. Менеджерам «Кинопоиска», по их собственным словам, пришлось приложить немало усилий для интеграции сервиса с онлайн-кинотеатрами и телеканалами. И это при том, что прежний источник дохода «Кинопоиска» — рекламу новинок кинопроката — никто не отменял.

Но что-то пошло не так. Причем начиная с того самого дня, когда новый проект был официально запущен в работу. Это произошло во время приуроченной к этому случаю вечеринки в компании «Яндекс». Попытки автора этих строк зайти на сайт и немедленно протестировать его сервисы окончились неудачей. Первые полчаса после запуска новая версия сайта еще как-то пыталась реагировать на клики и поисковые запросы, а потом просто «ушла в отказ».

Вместо обновленного интерфейса по адресу kinopoisk.ru пользователи вынуждены были созерцать официальные извинения по поводу сбоев в работе сайта и обещания как можно скорее все наладить. Но исполнить их так и не удалось. Для значительной части пользователей сайта обновление «Кинопоиска» стало неприятным сюрпризом. Они стали по этому поводу возмущаться везде где только можно. Руководство сначала попыталось сгладить волну возмущения новым обещанием — предоставить доступ к прежнему «Кинопоиску» в качестве бета-версии нового сайта.

Но не прошло и нескольких дней, как место бета-версии занял тот самый пафосно поданный обновленный «Кинопоиск», а старый занял свое привычное место в Сети. Вторая попытка автора опробовать сервисы «Кинопоиска» увенчалась частичным успехом. Виртуальную коллекцию из фильмов собрать еще получилось, но трансформировать ее из «приватной» в «публичную» уже не удалось. Коллекция «ушла на модерацию» и не вернулась. Попытка зайти на созданную всего несколько дней назад персональную страницу, реализованная на момент написания этого материала, окончилась ничем. Сайт выдал сообщение «Ошибка сервера».

Кинопоиск» окончательно вернулся к своему прежнему виду — традиционного информационного сайта с элементами социальной сети: там как и прежде можно заводить свой аккаунт, который «запоминает» оценки фильмам, выставленные пользователем. Выставляя оценку, он автоматически формирует список просмотренных им фильмов. Некорректный перенос именно этих данных послужил причиной возмущения пользователей. Всего на сайте зарегистрировалось почти пять миллионов человек. Как много их восстало против обновления «Кинопоиска», подсчитать сложно, но речь в любом случае идет о десятках тысяч активистов. Действительно ли это обстоятельство смутило руководство «Кинопоиска» и вышестоящее руководство «Яндекса», сказать сложно.

Возможно, что причиной возвращения к старой версии послужили какие-то серьезные сложноустранимые технические сбои в новой версии сайта. Но реакция интернет-ресурса на возмущение пользователей беспрецедентна. До сих пор, как это было при смене дизайна и функционала «Живого журнала», «Вконтакте», Facebook, их мнению не придавали слишком большого значения. В конце прошлого года просуществовавший десять лет ресурс RussianPodcasting, собравший на своих серверах десятки тысяч аудиозаписей, неожиданно объявил, что его миссия выполнена и он прекращает работу. Аналогичным образом повел себя ресурс OhLife, с помощью которого пользователи могли вести закрытый для посторонних глаз дневник и делали это на протяжении нескольких лет. Те, кто не успел скачать свои записи до объявленной даты, остались ни с чем.

Негативная реакция предсказуемо возникает в тех случаях, когда пользователи каким-то образом вовлечены в создание контента. Несмотря на то что формально интернет-ресурс не несет перед ними никакой ответственности, дистанцируясь от нее предложением пользователю поставить виртуальную галочку в соответствующем соглашении, вовлеченный в создание контента пользователь относится к нему как к своей собственности и, более того, как к неотъемлемой части своей жизни. Как выяснилось, речь идет не только о текстах, но и об оценках. Дело может дойти и до лайков. Компании, вовлекая аудиторию в процесс создании контента и рассчитывая получить таким образом заинтересованного, «зависающего» на сайте потребителя, не слишком осознают свою ответственность перед ним и степень его консерватизма. Возможно, горький опыт «Яндекса» послужит им уроком.