Российские политики и эксперты о 2016-м

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политика журнала «Эксперт»
18 января 2016, 00:00

1. Считаете ли вы необходимым в сложившихся социально-экономических условиях скорректировать политику правительства, и если изменения необходимы, то какие именно?

 

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz1.jpg
Нужна корректировка подходов к малому и среднему бизнесу. Потому что этот бизнес нельзя рассматривать только как экономический фактор. Это в том числе и огромный социальный фактор, обеспечивающий занятость, востребованность, а значит, и самоощущение огромного количества людей, если нам удастся надлежащим образом его развить. Кроме того, это последовательное восстановление собственной промышленной политики, собственного промышленного капитала.

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg
Главный и наиболее болезненный фактор для россиян — рост цен. Безработица особо не волнует, люди ее не ощущают, а рост цен — это главный поражающий фактор «ядерного взрыва». Если бы удалось предпринять что-то, что позволило их заморозить или резко снизить, то социально-политическая ситуация в стране сильно оздоровилась бы.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg
На данный момент правительство реагирует с различной эффективностью на те процессы, в том числе мировые тенденции, которые от него не зависят. В политике правительства нет стратегии развития, только тактика текущего момента.

Андрей Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg
Первое и главное решение должен принять президент — внешняя политика должны быть изменена таким образом, чтобы экономические санкции против России были отменены. Главное — нам необходим доступ к мировому рынку капиталов. Это важное условие для как можно более быстрой остановки спада и последующего восстановления экономики. Это решение нужно принимать как можно быстрее.

Эмилия Слабунова, председатель партии «Яблоко»


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz5.jpg
Правительство проводит политику урезаний, торможения, ограничений, дележа сокращающегося пирога. Это — пассивная политика. Нужна политика стимулирования роста внутреннего спроса и предложения, высвобождения энергии бизнеса, максимального снижения регулятивных издержек, растущих по экспоненте, снижения тяжелейшего налогового пресса и рисков в России.

Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz6.jpg
Да, я считаю, что курс правительства должен быть в значительной степени скорректирован. Речь идет в первую очередь о курсе, который предлагает финансово-экономический блок. Сегодня его стратегия —сдерживание инфляции любой ценой. Ценой на самом деле становится реальная покупательная способность населения, которая неуклонно снижается. Вместе с тем мы понимаем, что выйти из экономического кризиса в условиях такого снижения невозможно. Необходима стратегия по повышению покупательной способности людей.

Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz7.jpg
Модель развития страны, которая реализовывалась последние 25 лет, зашла в тупик. Уже очевидно, что западные инвестиции и технологии будут блокированы по политическим причинам западными странами. Источником модернизации должны стать не столько западные инвестиции, сколько восточные и свои. А источником модернизации технологий должна стать прежде всего отечественная наука. В экономику должны пойти государственные деньги.

Сергей Марков, проректор Российского экономического университета им. Плеханова


2. Необходимо ли внести изменения в закон о Центробанке и закрепить его ответственность за экономический рост?

 

 

Центробанк не отвечает за экономический рост, это компетенция правительства. Функции ЦБ должны оставаться в сфере регулятора банковской деятельности и единого эмиссионного центра, отвечающего за стабильность курса национальной валюты

Андрей Клишас


Однозначно да. Это изменит мышление центральных банкиров, сделает его более реалистичным и многоцветным.

Яков Миркин


Считаю, что этот вопрос правомерен. Можно также более активно использовать практику отчета Центрального банка перед Государственной Думой. Безусловно, усилить ответственность Центробанка за экономический рост необходимо, чтобы избежать нынешней ситуации, когда у ЦБ есть 18 миллиардов долларов на покупку облигаций государственного долга США, а в отечественной экономике катастрофически не хватает денег ни на развитие, ни на социальные программы.

Андрей Исаев


Это не имеет практического смысла. Согласно статье 4 закона «О Центральном банке», денежно-кредитная политика «разрабатывается и проводится» «во взаимодействии с правительством». Это и есть инструмент, которым Центральный банк воздействует на экономику. Кроме того, вопрос сегодняшнего дня не в «экономическом росте» — у нас спад ВВП по итогам 2015 года около 4%. И эту задачу следует решать властям

Эмилия Слабунова


Да, нужно, поскольку это позволит с большим основанием требовать от Центробанка роста экономики, поскольку идея благосостояния людей является все-таки более важной, нежели идея твердой валюты.

Сергей Марков


 zzzzzzzzzzzzzzzzzzz8.jpg
Это абсолютно бесполезная вещь. Нужно ставить Центральный банк под политический контроль правительства. Все изменения последних 20 лет идут ровно в обратном направлении. То есть сейчас центральные банки контролируют правительства, а не наоборот. Ключевая проблема в том, чтобы обеспечить независимость правительств от центральных банков, которые никем не избираются, никем не назначаются. И принимают решения, определяющую политику правительств.

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений


3. Какая повестка будет доминировать в предвыборных кампаниях? Скажется ли кризис на результатах парламентских выборов и политической ситуации в стране в целом?

 

 

Власть заинтересована продвигать патриотическую повестку: мы все вместе против внешнего врага в разных лицах. И если говорит о внутренних, социально-экономических делах, то меньше о реформах, а больше о том, как титаническими усилиями удается удерживать социальные гарантии. Навстречу ей пойдет, конечно, повестка оппозиционная, которая будет закольцована на то, что правительство не справляется, что у него нет плана. Дальше развилка — парламентская оппозиция на этом и остановится. А непарламентская будет требовать пересмотра и внешнеполитической линии тоже.

Валерий Федоров


 zudin.png
Естественно ожидать, что центральное место социально-экономических проблем окажет влияние на исход выборов. Но в то же самое время действует целый комплекс факторов, которые воспрепятствуют тому, что протестные настроения приведут к политической дестабилизации. Общественно-политическая система страны обладает повышенным запасом прочности. Очень важную роль будут играть нематериальные активы российского общества — прежде всего возросшая вера в собственные силы и возможности государства. Кроме того, большая политическая реформа дала дополнительный запас прочности для политической системы. И конечно же, очень большую стабилизирующую роль для российской политической системы в период выборов играет президент Путин.

Алексей Зудин, политолог, член экспертного совета фонда ИСЭПИ


Мне представляется, что кризис не скажется на выборах, поскольку кризис сбалансирован гибридной войной Запада против России. Убедительное большинство возьмет патриотическая коалиция, которая включает в себя «Единую Россию», «Общероссийский народный фронт», Компартию, ЛДПР и «Справедливую Россию», возможно «Родину» или кого-то еще из патриотической коалиции. Повестка дня, которая будет, — это прежде всего личность кандидатов, поскольку люди хотели бы голосовать за лично честных и лично дееспособных.

Сергей Марков


4. Чего вы ждете от нового состава Государственной Думы? Считаете ли вы, что механизмы праймериз «Единой России» и в целом повышенная политическая конкуренция приведут к появлению в большой политике новых фигур, идей, компетенций?

 

 

У нас будет серьезное обновление депутатского корпуса не только от «Единой России», но и от остальных партий тоже. Тренд — «Дайте порулить, вы не справились, отойдите в сторону, а мы знаем, что делать». Я не исключаю, что по итогам праймериз, если они состоятся как задумано, придет новое пополнение и в «Единую Россию» — депутаты, которые не будут нести ответственность за ошибки и неудачи старших товарищей.

Валерий Федоров


Если мы говорим о праймериз, то для того, чтобы понять их значение и готовность участвовать в праймериз новых людей, достаточно будет последовательно отслеживать работу на сайте «Единой России» (портал «Кандидат»), который подразумевает регистрацию пользователей в качестве возможного кандидата для участия в праймериз, а в дальнейшем — для участия в выборах в Госдуму. На день нашей с вами беседы это более чем 5550 человек, то есть, несомненно, это люди амбициозные, претендующие на свои роль и место, со своим пониманием жизни и желанием привнести что-то новое. Поэтому здесь мы можем говорить о том, что такая новизна, несомненно, будет привнесена.

Владимир Плигин


Полагаю, что состав Государственной Думы существенно обновится, и это хорошо. Политике нужны новые лица, люди, которые действительно знают жизнь в регионах, ситуацию в различных отраслях экономики и социальной сфере. Надеюсь, придут те, кто проявил себя в «Народном фронте», в других общественных организациях. Дума должна стать более представительной с точки зрения всего спектра политических взглядов. Повышение политической конкуренции как раз служит повышению качества представительства в парламенте и, следовательно, устойчивости политической системы

Андрей Клишас


Да, я полагаю, что праймериз могут привести к новым фигурам и идеям. Но есть один фактор, который может подорвать праймериз и конкуренцию, — чрезмерное влияние денег. Дело в том, что у нас деньги, даже когда они бизнесовые и формально «чистые», чаще всего в той или иной степени коррумпированные, особенно когда они идут в политику. У нас и так чрезмерное влияние денег на то, кто окажется в новом составе Государственной Думы, а при переходе к мажоритарной системе оно может оказаться настолько гипертрофированным, что я со страхом ожидаю, что состав новой Государственной Думы может оказаться хуже, чем он был.

Сергей Марков


В значительной мере да, но это будет лишь побочный эффект кризиса, и парламентские выборы в лучшем случае будут поводом для политических перемен. Сами по себе они никакого значения не имеют. Все придет к распаду и хаосу, а во время распада и хаоса парламент никому не нужен. А какой будет сценарий распада и хаоса, я не знаю.

Борис Кагарлицкий