Центр консолидации

Алексей Буланов
28 марта 2016, 00:00

В этом году должна заработать Портовая особая экономическая зона «Ульяновск»

ПОЭЗ «Ульяновск» в центре внимания правительства

Когда в октябре прошлого года президент Владимир Путин встречался в Ново-Огареве с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, одним из главных обсуждавшихся вопросов стало развитие портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Ульяновск». Эта территория с особым статусом, занимающая крайне выгодное географическое положение, может сыграть важную роль в формировании в Ульяновской области целого набора промышленных кластеров, в первую очередь авиационного. Сложная международная ситуация и резкое удорожание импорта диктует необходимость оперативного импортозамещения не только на продовольственном рынке, но и в машиностроении. ПОЭЗ «Ульяновск», где за счет льготного режима издержки потенциальных инвесторов могут снизиться на 30%, должна существенно ускорить процесс строительства новых производств.

Удобная точка на карте

История появления ПОЭЗ начинается в 2007–2008 годах, рассказывает Алексей Андреев, начальник аналитическо-правового отдела «Ульяновска»: «Тогда особые экономические зоны создавались на конкурсной основе. Минэкономразвития России проводило специальный конкурс, куда регионы подавали соответствующие заявки. Ульяновская область в 2008-м такую заявку подала, и эта заявка выиграла. По итогам конкурса было принято решение, оформленное постановлением правительства, о создании в Ульяновске портовой особой экономической зоны. Ее цели установлены статьей 3 федерального закона “Об особых экономических зонах”. Там сказано, что особые зоны создаются для развития высокотехнологичных производств по транспортной или иной инновационной инфраструктуре».

В июле 2011 года в Минэкономразвития состоялся первое заседание экспертного совета по портовым особым экономическим зонам под председательством замминистра Олега Савельева; были утверждены бизнес-планы первых резидентов портовой зоны. А через месяц на международном авиасалоне МАКС-2011 министр Эльвира Набиуллина вручила свидетельства, удостоверяющие регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны, трем первым резидентам. «Это первая в России экономическая портовая зона, — отметила она. — Не случайно, что она сформирована именно в Ульяновской области. Ульяновск является признанным центром российского авиастроения с несомненными конкурентными преимуществами. Это прежде всего выстроенная инфраструктура и налаженный механизм деловых коммуникаций».

Алексей Андреев отмечает, что принципиальное значение при принятии решения имело как раз выгодное географическое местоположение региона и развитая транспортная инфраструктура: «Географическое положение Ульяновска выгодно с точки зрения дистрибуции товаров народного потребления и промышленной продукции. По сравнению с другими городами он более удачно расположен по отношению к рынкам сбыта и центрам различных производств. Это отличный центр консолидации. Он позволяет доставлять сюда товары магистральными потоками, здесь делать сборные грузы и отправлять их конечным потребителям».

К территории ПОЭЗ «Ульяновск» примыкает аэропорт Ульяновск-Восточный, способный принимать все типы самолетов, вплоть до самых тяжелых рамповых. Железнодорожная ветка идет по границе зоны, и на территории аэропорта проложены железнодорожные пути, что дает возможность прямой перевалки грузов. Наличие ориентированного на тяжелую транспортную авиацию аэропорта с выходами на автомобильные и железнодорожные магистрали создает предпосылки для создания в ПОЭЗ крупного мультимодального логистического хаба со стыковками: авиа—авто, железная дорога —авто. Это привлекает в зону логистических операторов. Один из таких проектов предполагает строительство логистического комплекса со складскими площадями 15 тыс. кв. м и железнодорожного терминала с контейнерными площадками.

Местоположение ПОЭЗ удобно для создания центров дистрибуции товаров. Площадь территории особой экономической зоны составляет 324,7 га. Один пусковой комплекс площадью 120 га находится в стадии строительства. В 2013 году было принято решение расширить территорию особой экономической зоны. Второй пусковой комплекс займет еще 204,7 га. Особая экономическая зона «Ульяновск» примыкает к международному аэропорту Ульяновск-Восточный. Расстояние до ближайшей дороги областного значения составляет 0,5 км; до федеральной автотрассы — 7 км; до ближайшей железнодорожной станции — 16 км (железная дорога проходит вдоль границы ОЭЗ); до ближайшего речного грузового порта — 25 км. 75.jpg
Местоположение ПОЭЗ удобно для создания центров дистрибуции товаров. Площадь территории особой экономической зоны составляет 324,7 га. Один пусковой комплекс площадью 120 га находится в стадии строительства. В 2013 году было принято решение расширить территорию особой экономической зоны. Второй пусковой комплекс займет еще 204,7 га. Особая экономическая зона «Ульяновск» примыкает к международному аэропорту Ульяновск-Восточный. Расстояние до ближайшей дороги областного значения составляет 0,5 км; до федеральной автотрассы — 7 км; до ближайшей железнодорожной станции — 16 км (железная дорога проходит вдоль границы ОЭЗ); до ближайшего речного грузового порта — 25 км.

Развитие в Ульяновске логистического хаба укладывается в рамки транспортной стратегии Российской Федерации, где обозначена проблема централизации грузопотоков, замкнутых в основном на Москву. В стратегии поставлена задача создания крупных региональных мультимодальных хабов, которые позволят выправить эту ситуацию. Результатом должно стать снижение логистических издержек в себестоимости продукции и, возможно, ее конечной стоимости. Сегодня они оцениваются в 20%, тогда как в среднем в мировой экономике составляют 7–8%.

Денис Барышников, генеральный директор АО «ПОЭЗ “Ульяновск”» отмечает, что сегодня на российском логистическом рынке действительно происходят изменения, которые только усиливают преимущества Ульяновска как федерального логистического центра. «Во-первых, ритейловые операторы серьезно укрупняются. Переходят от локальной дистрибуции к общефедеральной и формируют распределительные центры. И если изначально складские площади и распределительные центры концентрировались вокруг самого крупного рынка — Подмосковья, сейчас ритейлеры переходят на другой тип дистрибуции. Они идут с запада на восток, пытаются найти условный центр рынка и размещают центры логистики в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Ульяновске».

<h3>Инвесторов становится больше.</h3> В 2015 году подписано пять новых инвестиционных соглашений с будущими резидентами ОЭЗ на общую сумму 5,32 млрд рублей с созданием в перспективе 253 новых рабочих мест. В декабре того же года экспертный совет особых экономических зон одобрил три заявки на получение статуса резидента трех компаний: ООО «Западные ворота», ООО «ПК-АФТ», ООО «1А»  Проект «Западные ворота» подразумевает создание на территории ПОЭЗ терминально-логистического центра для поставки, перевалки, хранения и отправки контейнерных и общих грузов, в том числе в рамках импорта и экспорта. Объем финансирования составит 2,4 млрд рублей, терминал будет размещен на участке площадью 15 га. Ожидается, что резидент приступит к операционной деятельности в декабре 2016 года. Компания ПК АФТ планирует создать центр производства и обслуживания аэропортовой и коммунальной техники. Объем финансирования составит 370 млн рублей, завод будет занимать земельный участок площадью 2,6 га. Ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2018 года, до этого момента резидент планирует вести свою деятельность на арендуемых площадях на территории ПОЭЗ. Инвестор ООО «1А» создаст центр оперативной поставки авиационно-технического имущества, который будет размещен на арендуемых площадях индустриального парка портовой особой экономической зоны, объем финансирования составит 22 млн. руб. 76-1.jpg

Инвесторов становится больше.

В 2015 году подписано пять новых инвестиционных соглашений с будущими резидентами ОЭЗ на общую сумму 5,32 млрд рублей с созданием в перспективе 253 новых рабочих мест. В декабре того же года экспертный совет особых экономических зон одобрил три заявки на получение статуса резидента трех компаний: ООО «Западные ворота», ООО «ПК-АФТ», ООО «1А» Проект «Западные ворота» подразумевает создание на территории ПОЭЗ терминально-логистического центра для поставки, перевалки, хранения и отправки контейнерных и общих грузов, в том числе в рамках импорта и экспорта. Объем финансирования составит 2,4 млрд рублей, терминал будет размещен на участке площадью 15 га. Ожидается, что резидент приступит к операционной деятельности в декабре 2016 года. Компания ПК АФТ планирует создать центр производства и обслуживания аэропортовой и коммунальной техники. Объем финансирования составит 370 млн рублей, завод будет занимать земельный участок площадью 2,6 га. Ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2018 года, до этого момента резидент планирует вести свою деятельность на арендуемых площадях на территории ПОЭЗ. Инвестор ООО «1А» создаст центр оперативной поставки авиационно-технического имущества, который будет размещен на арендуемых площадях индустриального парка портовой особой экономической зоны, объем финансирования составит 22 млн. руб.

Первым делом самолеты

По словам Алексея Андреева, другим важным моментом для создания зоны стала авиаспециализация местной промышленности, унаследованная еще с советских времен. «В регионе уже имеется развитый авиационный кластер, а в рамках особых зон одним из направлений деятельности является производство, обслуживание и ремонт авиационной техники, начиная с самолетов и заканчивая компонентами», — рассказывает он. Андреев поясняет, почему имеет смысл развивать именно такие высокотехнологичные отрасли, как авиастроение. Согласно оценкам экспертов, каждый рубль инвестиций в эту сферу генерирует семь рублей инвестиций в целом по экономике. Этот эффект достигается за счет локализации как можно в большем объеме процесса создания добавленной стоимости на территории Ульяновской области. Поэтому задача заключается не только в размещении инвесторов на территории региона, в частности в ПОЭЗ, но и в том, чтобы помочь им создать систему внутрирегиональных кооперационных связей, которая и максимизирует локализацию добавленной стоимости. За счет этого создаются дополнительные рабочие места и растут налоговые отчисления. Кроме того, правильно налаженная кооперация резидентов зоны с имеющими профильные компетенции предприятиями региона позволит им снизить входной инвестиционный порог. Он снижается благодаря тому, что не надо закупать дорогостоящее оборудование. Производящуюся на нем продукцию можно приобретать у партнеров по кооперации. В свою очередь, у этих поставщиков будут более рационально использоваться производственные мощности за счет организации поставок продукции потребителям из других отраслей.

«Целевые рынки ПОЭЗ» 76-2.jpg
«Целевые рынки ПОЭЗ»

Именно через резидентов особой экономической зоны возможно быстрое технологическое обновление местной промышленности, трансфер технологий из одной сферы в другую. «Приходит компания, приносит с собой определенную технологическую платформу. В портфеле заказов удельный вес продукции, производимой для авиации, у нее не так высок. Но высокотехнологичные разработки, которые используются для авиационной составляющей, могут переходить в иные отрасли. За счет этих инноваций, рождающихся в авиационной сфере, получается мультипликативный эффект и толчок для всей экономики», — объясняет Алексей Андреев. Так, в конце прошлого года на строительство завода в ПОЭЗ подала заявку компания с проектом, предусматривающим производство техники, предназначенной для наземного обслуживания воздушных судов. Это снегоуборщики, снегоочистители, форклифты, устройства для загрузки бортпитания, багажа и т. д. Но компания говорит, что поскольку платформа технологическая одна и та же, на этом предприятии можно производить коммунальную технику. Потребность в ней у нас в стране очень велика. Таким образом, компания приходит в зону с авиационным проектом и помимо авиационной продукции планирует развитие производства другой продуктовой линейки именно в привязке к авиационной составляющей.

Уже в первом квартале этого года в ПОЭЗ будет запущена в эксплуатацию первая производственная очередь АО «Промтех-Ульяновск» — завода по изготовлению авиационных бортовых кабельных сетей летательных аппаратов для нужд таких компаний, как «Авиастар-СП», ОАК, «Вертолеты России» и «Ростехнологии». Другой «старожил» экономической зоны, компания «ААР Рус» (переименована в Т1 после политически мотивированного ухода американских партнеров), запланировала на этот год строительство центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

«Выгодные условия для инвесторов в ПОЭЗ: сокращение издержек до 30%» 77.jpg
«Выгодные условия для инвесторов в ПОЭЗ: сокращение издержек до 30%»

В настоящее время в России осуществляется лишь оперативное техническое обслуживание самолетов, как правило, в аэропортах вылета или посадки. А вот услуги по техобслуживанию и ремонту (ТОиР) самолетов по так называемым тяжелым формам (самое сложное обслуживание, классификация C-check и D-check) в стране практически отсутствуют. Этот вид обслуживания требует прилета воздушного судна к специализированным провайдерам. Сегодня российские эксплуатанты иностранных самолетов, составляющих основу авиационного парка России, вынуждены проводить такое обслуживание в основном за рубежом. Но географическое положение аэропорта Ульяновск-Восточный таково, что расположенный в ПОЭЗ провайдер способен покрыть определенный сегмент рынка услуг техобслуживания по тяжелым формам. В первую очередь речь идет о российских эксплуатантах, а также отчасти эксплуатантах из стран СНГ и Восточной Европы. В рамках проекта компании Т1 по созданию в стране первого независимого провайдера фактически поставлен вопрос об импортозамещении этих услуг, чтобы вернуть спрос на них в страну. На самом деле проект Т1 состоит из двух частей: первая — уже построенный логистический склад, вторая — ангар для техобслуживания и ремонта широкофюзеляжных самолетов Boeing и Airbus. Склад предназначен не только для хранения авиационных запчастей, но и другой продукции. И здесь можно говорить о синергии между логистической частью зоны и производственной, в данном случае в формате ТОиР, когда самолет прилетает в зону и, разгрузившись, имеет возможность здесь же сделать техобслуживание.

Таким образом, ПОЭЗ, являющаяся составным элементом регионального проекта «Ульяновск — авиационная столица России», концентрируется на развитии трех стратегических направлений: 1) мультимодальная логистика, объединяющая возможности авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта в едином комплексе; 2) техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; 3) размещение производств не только авиационных компонентов, но и других видов высокотехнологичной продукции. Это составляет уникальность зоны и ее кардинальное отличие от других действующих в стране ОЭЗ.

Текущий год — решающий

2016 год станет ключевым для особой экономической зоны «Ульяновск». Первый пусковой комплекс площадью 120 га будет введен в эксплуатацию в мае текущего года, а таможенная инфраструктура — до конца года. Ввод второго пускового комплекса, площадью 204,7 га должен быть осуществлен в 2017 году.

В настоящий момент в ПОЭЗ зарегистрировано четыре резидента. Общий объем заявленных инвестиций превышает 5,4 млрд рублей, планируемые налоговые отчисления при выходе на полную производственную мощность составят более 595 млн рублей. На предприятиях первых четырех инвесторов будет создано более двух тысяч новых рабочих мест. В 2015 году подписаны пять инвестиционных соглашений с будущими резидентами ОЭЗ на общую сумму 5,32 млрд рублей.

Потенциальным резидентам ПОЭЗ предлагаются три варианта размещения. Первый — традиционный greenfield. Это свободные площадки площадью от одного до 90 га на правах аренды с возможным выкупом, наличие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, режим свободной таможенной зоны, комплекс преференций и налоговых льгот. Строительство объекта осуществляется силами инвестора при поддержке ПОЭЗ. Второй вариант — типовые производственные помещения. Он предполагает строительство управляющей компанией зоны типовых производственных помещений для предоставления их в аренду резидентам. И третий вариант, build-to-suite, — строительство объекта по ТЗ заказчика-резидента, который в дальнейшем размещается в нем на условиях аренды с правом последующего выкупа.

Каковы главные преимущества, которые получают возможные резиденты ПОЭЗ? Зона — это определенная территория, в границах которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Это строительство инфраструктуры и подключение к сетям, налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны и административная поддержка инвесторам во взаимодействии с государственными структурами.

«В чем заключается роль особой экономической зоны? — резюмирует Алексей Андреев. — Авиация — деятельность рисковая в том плане, что здесь очень сложные разработки, длинные сроки окупаемости, высокие инвестиционные риски. А условия зоны позволяют эти риски снизить до приемлемого для инвесторов уровня. То есть то, что вне зоны не имело бы экономического смысла, в условиях особой экономической зоны становится востребованным».

Денис Барышников указывает на еще одно важное преимущество Ульяновской особой экономической зоны. «Мы имеем право в качестве резидентов регистрировать не только промышленные предприятия, но также торговые и логистические компании, — рассказывает он. — То есть к нам может прийти любая торговая компания, взять в аренду существующие типовые производственные помещения, зарегистрироваться в качестве резидента и начать с самых простых кейсов вроде “Мы пришли на рынок просто торговать”. Освоили рынок, получили определенный сегмент — всё. Занимаемся локализацией либо полным импортозамещением. В других особых экономических зонах регистрировать и размещать торговые предприятия запрещено, только в логистических зонах. Соответственно, из сухопутных ОЭЗ на территории Российской Федерации мы единственная зона, которая на данный момент имеет такие права».

Регион развития

Проект портовой особой экономической зоны и авиастроительного кластера Ульяновской области (они выступают в связке) имеет принципиальное значение не только для самого региона, но и для всей российской экономики — в условиях внешнего давления и экономических санкций стране важно иметь возможность самостоятельно производить основные продуктовые линейки авиатехники. ПОЭЗ может внести существенный вклад в восстановление былой мощи отечественного авиастроения. «Президент и руководство страны держат на контроле вопросы развития ОЭЗ в Ульяновске, так же как и развитие “Авиастара”, создание современных конкурентоспособных предприятий — все то, чем мы активно занимаемся, — отметил в одном из своих недавних выступлений губернатор Сергей Морозов. — Ульяновск должен стать территорией опережающего развития в области авиастроения и промышленного производства, а наша задача — создать для этого максимально комфортные условия».

Как дальше пойдет развитие зоны? Что касается производственной части, то это реализация кластерного подхода. Первая задача — привлечение в зону поставщиков якорных операторов кластера, производящих летательные аппараты или их крупные компоненты. Вторая задача — привлечение самих якорных операторов, вокруг которых в дальнейшем будут концентрироваться более мелкие предприятия-поставщики. Перспективным направлением является создание в зоне центра кастомизации самолетов, специализирующегося на их доводке под требования былой мощи отечественного авиастроения. «Президент и руководство страны держат на контроле вопросы развития ОЭЗ в Ульяновске, так же как и развитие “Авиастара”, создание современных конкурентоспособных предприятий — все то, чем мы активно занимаемся, — отметил в одном из своих недавних выступлений губернатор Сергей Морозов. — Ульяновск должен стать территорией опережающего развития в области авиастроения и промышленного производства, а наша задача — создать для этого максимально комфортные условия».

Как дальше пойдет развитие зоны? Что касается производственной части, то это реализация кластерного подхода. Первая задача — привлечение в зону поставщиков якорных операторов кластера, производящих летательные аппараты или их крупные компоненты. Вторая задача — привлечение самих якорных операторов, вокруг которых в дальнейшем будут концентрироваться более мелкие предприятия-поставщики. Перспективным направлением является создание в зоне центра кастомизации самолетов, специализирующегося на их доводке под требования конкретных потребителей: покраска, компоновка салона, обустройство интерьера и т. д. ТОиР могут двигаться в сторону обслуживания двигателей, и предварительные переговоры об этом уже ведутся.

Логистика может развиваться в трех направлениях. Первое — это дистрибуция товаров народного потребления. Географическое расположение зоны таково, что из нее удобно организовать поставку товаров автомобильным транспортом в близлежащие регионы. Для промышленных предприятий зона может быть использована в качестве удаленного склада как готовой продукции промышленных резидентов зоны, так и комплектующих для производств, расположенных в соседних областях. Третье направление связано с обратными отгрузками, например поставками сельскохозяйственной продукции в Китай, на Ближний Восток и в страны Северной Африки.

Изменения политической и экономической обстановки, безусловно, сказались на планах развития зоны. Ряд переговоров с западными партнерами был приостановлен. С другой стороны, появились новые возможности. Валюта подорожала; соответственно, отечественная продукция из-за цены стала более конкурентоспособна на внешних рынках. Поэтому в Ульяновской области труд квалифицированных кадров стал стоить даже дешевле, чем в КНР. А это серьезный стимул для российских компаний репатриировать производство из-за рубежа, из того же Китая, на арендные площади зоны, и уже здесь ориентировать производство не только на российский рынок, но и на экспорт. В качестве примеров можно привести производство мебели, электроинструмента и садово-парковой техники, изделий станкостроения.

В инвестиционном послании губернатора Ульяновской области на 2016 год указывается, что на развитие портовой особой экономической зоны за три года (2014–2016) направляется почти 4 млрд рублей. Общий объем финансирования только из федерального бюджета до 2019 года может достичь 7 млрд рублей.

«Мы разрабатываем комплексные решения»

Денис Барышников, генеральный директор ОАО «ПОЭЗ “Ульяновск”»

— Не могли бы вы коротко рассказать про общую концепцию ПОЭЗ «Ульяновск»?

— У нас два пусковых комплекса. Первый в большей степени ориентирован на предприятия авиационного кластера — это сервисное обслуживание и производство авиакомпонентов. Второй —уже предприятия любой отрасли и логистика. То есть два направления, логистическое и производственное. Далее смотрим, какие типы производств хорошо «дружат» с логистическим бизнесом. Те, что формируют большой грузопоток. Значит, нам здесь предпочтительнее производить любые товары массового спроса, они более комплементарны логистическому направлению, потому что помогают раскачивать логистический трафик.

— Проект ПОЭЗ для России уникальный. Есть ли в мире примеры, опыт реализации которых может быть успешно применен в Ульяновске?

— Все кейсы с грузовой авиационной логистикой в мире реализованы в пустых аэропортах. В качестве примера я всегда привожу аэропорт Лейпцига. Десять лет назад хаб DHL перенесли из Брюсселя в Лейпциг. То есть DHL еженощно его загружает на два-три часа. Все остальное время весь этот огромный перрон простаивает. Но после того как туда пришла DHL, вокруг аэропорта начали формироваться соответствующие типы деятельности, которым интересна авиационная логистика. Соответственно, при приходе сюда магистральной авиационной логистики, над привлечением которой мы сейчас плотно работаем и которая соединит весь Восток и весь Запад в одной точке, мы рассчитываем на появление здесь целого сегмента кейсов, которые используют эту авиационную логистику в своем бизнесе. Какая еще для них выгода? В данном конкретном случае оператор объединяет в одной точке транзитную точку и точку технического обслуживания воздушных судов. Строя здесь ангары для технического обслуживания, они в самой нагруженном месте с точки зрения трафика проходимости самолетов формируют инфраструктуру, которая работает и в операционном режиме перевалки грузов, и обслуживает воздушные суда. И эта точка для технического обслуживания очень дешева, так как есть налоговые льготы. Весь сервис по техническому обслуживанию внутри ПОЭЗ не облагается налогом на добавленную стоимость.  

— Расскажите подробнее о преимуществах, которые дает бизнесу работа в рамках ПОЭЗ.

— Во-первых, есть общие факторы, характерные для всех особых экономических зон, позволяющие сэкономить. Прежде всего это дешевая земля. Также мы вкладываем средства во все инфраструктурные объекты, не перекладывая эти расходы на инвесторов. Налоговые льготы у всех примерно одинаковы, хотя в Ульяновской области они одни из самых существенных. Во-вторых, у нас здесь в отличие от других зон режим свободной таможенной зоны, который действует на всей территории логистической части зоны, что подразумевает беспошлинный ввоз товаров. То есть все товары с территории Таможенного союза и с территории иностранных государств ввозятся без НДС, акцизов и без уплаты таможенных пошлин. Можно ввозить все. Исключение составляют товары, которые ограничены в обороте и запрещены. Резиденты, которые находятся внутри зоны, получают возможность экономить на оборотных средствах за счет того, что налоговые и прочие платежи возникают не в момент ввоза товара на территорию России, а в момент его продажи. Как это устроено? Привезли, например, яблоки, в обычном режиме растаможили. Потом 30% сгнило, с ними пропали уплаченные за них пошлины. А у нас резиденты фактически получают налоговые кредиты. Что еще? Выгодно осуществлять в таком режиме любые транзитные операции через зону без таможенного оформления. Допустим, авиационная логистика. Груз прилетел, в транзитном режиме переупаковался, улетел дальше, не пересекая территорию России. Далее. Формирование центров дистрибуции чего угодно. Ввезли сюда кучу товара, складируем здесь без уплаты НДС и таможенных пошлин. Оптовая торговля и дистрибуция отсюда на российскую территорию, учитывая то, что у резидента налог на прибыль всего лишь два процента. То есть для крупнооптовых распределительных центров это очень выгодно. В-третьих, кадровый аспект. В чем определенное конкурентное преимущество, допустим, для того же технического обслуживания авиационной техники? Большое количество авиационных кадров на территории левобережья Ульяновска. Соответственно, есть возможность ремонтировать здесь самолеты по тарифам, которые сейчас, после девальвации, даже ниже, чем в Китае и в полтора раза ниже, чем на московском рынке.

— Каким образом вы подбираете резидентов для ПОЭЗ?

— Мы стараемся не привлекать несмежные друг с другом виды бизнеса, а разрабатываем комплексные решения, формируем микрокластеры. То есть исключение лобовой конкуренции за рынок и максимальная кооперация друг с другом. Формирование единых технологических платформ, которые можно использовать в самых различных сегментах.

— Насколько велико число желающих разместить свой бизнес в особой экономической зоне?

— Желающие есть, но чтобы получить от компании быстрое решение, надо показывать уже готовую инфраструктуру. Все три типа предложений для резидентов: гринфилд, типовые производственные помещения и build-to-suite окончательно будут сформированы к четвертому кварталу 2016 года. Тогда процесс притока резидентов резко ускорится.

— Из каких источников финансируется сооружение инфраструктуры ПОЭЗ?

— Основные инвестиции — федеральный бюджет, Министерство экономического развития, столичное ОАО «Особые экономические зоны».

— Каким образом государство сможет зарабатывать на особой экономической зоне?

— В нашем лице в одной организации переплелись две функции — коммерческая и государственная. То есть c организационно-правовой стороны мы являемся коммерческим предприятием, но в то же время реализуем некоторые государственные функции. Мы акционерное общество и по Гражданскому кодексу обязаны извлекать прибыль, но система устроена так, что все расходы оседают на нашем балансе, а все эффекты появляются в других местах, в частности в бюджетной системе. То есть эффекты мы генерируем, но не для себя, а для бюджета. Наша операционная деятельность заключается в том, чтобы обеспечить функционирование объектов инфраструктуры зоны. Если же говорить о прибыльности, то нужен некий механизм перераспределения доходов через субсидии управляющей компании. А попытки заработать на инфраструктуре обречены на провал. Инфраструктура строится не для того, чтобы на ней заработать, а для создания условий резидентам. Нет, мы можем, например, заработать на газопроводе за трафик газа, но это мизер. На дорогах мы не заработаем, глупо брать плату за абонентскую загрузку. Особые экономические зоны по большей части обеспечивают социальный эффект в виде создания рабочих мест. Их назначение — развитие регионов, конкретных площадок — чтобы пришел инвестор с деньгами и создал предприятия, создал рабочие места, привнес технологии и компетенции в данный регион. Налоги от резидентов должны в итоге окупить затраты государства на создание инфраструктуры особой экономической зоны.

— Сейчас уже ощущается какой-либо экономический эффект от ПОЭЗ «Ульяновск»?

— Конечно. Резиденты платят налог на прибыль два процента, НДФЛ и отчисления в социальные фонды, создают рабочие места. Например, один из наших резидентов, «Промтех-Ульяновск», уже осуществляет деятельность на арендуемых площадях и одновременно строит в ПОЭЗ завод по производству бортовых кабельных сетей в рамках программы импортозамещения российских самолетов Sukhoi Superjet, ИЛ-76МД, МС-21. Еще надо учитывать сопутствующие виды бизнеса — мультипликаторы. Например, малый бизнес, обслуживающий инфраструктуру. Если пришел большой производитель — агрегатор, то потом могут быть малые предприятия, которые производят для него компоненты. Компетенции населения тоже развиваются, если приходят высокотехнологичные предприятия. Появляются соответствующие учебные заведения. А потом вокруг этого пойдет торговля, жилищное строительство и так далее.