Время мыслить глобально

Русский бизнес
Москва, 26.09.2016
«Эксперт» №38-39 (1001)
Очень многие отечественные компании не имеют знаний и компетенций по рутинным вопросам доступа на внешние рынки. Поэтому образовательный проект не менее важен, чем совершенствование финансовых форм поддержки экспорта, уверен глава Российского экспортного центра Петр Фрадков

СТОЯН ВАСЕВ

Пять лет назад система господдержки экспорта несырьевой продукции в нашей стране фактически отсутствовала. Вы не могли ни застраховать экспортный контракт, ни получить субсидию на зарубежную сертификацию, ни обзавестись справкой о конъюнктуре вашего товара на целевом рынке. Не говоря уже о том, что многие многомиллиардные тендеры на машиностроительные заказы за рубежом мы частенько проигрывали потому, что наши производители не могли предложить адекватного пакета финансового сопровождения сделки, включая кредитование покупателя под гарантию государственного страхового агентства.

Сегодня все эти инструменты поддержки стали реальностью. Более того, Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный полтора года назад в группе Внешэкономбанка, призван интегрировать все имеющиеся финансовые и нефинансовые инструменты господдержки в единый канал получения услуг для уже экспортирующих компаний или только собирающихся выходить на внешние рынки.

О том, как идет и из каких направлений состоит эта работа, «Эксперту» рассказал генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков.

— Петр Михайлович, каковы важнейшие тренды развития экспорта РФ в целом и в особенности несырьевого экспорта?

— В последние годы российский экспорт снижался, причем в первую очередь это связано с общей мировой конъюнктурой, замедлением основных экономик и снижением мировых цен на ключевые сырьевые товары.

Однако сейчас мы уже можем наблюдать определенные позитивные тенденции. В первом полугодии 2016 года несырьевой неэнергетический экспорт вырос в физических объемах на 5,6 процента, а за июль текущего года впервые за долгое время был зафиксирован рост в денежном выражении по отношению к июлю прошлого года.

Структура несырьевого экспорта тоже меняется, становится более диверсифицированной: растет экспорт продовольствия, увеличилась доля химических товаров, деревообработки, металлов, продукции машиностроения. Мы активно выходим с новыми товарами на новые рынки. И в этом, вне всякого сомнения, сыграла свою роль система поддержки экспорта, которая развивается в России.

Надо менять мышление предпринимателей — сегодня нельзя замыкаться в рамках внутреннего рынка. Рынок глобален, и мы делаем все, чтобы экспортеры могли мыслить более масштабно. Мы ищем новые подходы для вывода российских поставщиков на зарубежные рынки — от подключения отдельных экспортеров к проектам развития инфраструктуры в других странах до формирования экспортных альянсов между компаниями из разных отраслей для формирования интегрированных экспортных предложений «полного цикла», которые включали бы в себя не только поставки оборудования, но и проектирование, обучение, постобслуживание. Критически важна и максимальная адаптация экспортной продукции под особенности регионов поставки.

— Последний раз мы подробно беседовали пять лет назад, осенью 2011 года, когда контуры ЭКСАР только проявлялись. Мы обсуждали функционал создаваемого агентства. Как развивалась система государственной поддержки экспорта в дальнейшем? Как она конфигурирована сейч

У партнеров

    «Эксперт»
    №38-39 (1001) 26 сентября 2016
    200 крупнейших экспортеров России
    Содержание:
    Победа двора

    Ошеломительная победа «Единой России» и провал оппозиции ускорит ход большой политической реформы. А Государственная дума может обрести самостоятельный политический вес

    Политика
    Потребление
    Реклама