Недопотребили

Главная новость
Москва, 06.02.2017
«Эксперт» №6 (1016)

Реальный ВВП России в минувшем году, согласно первой оценке Росстата, сократился лишь на 0,2%. Это хорошая новость, так как исходя из тенденций первых трех кварталов года мы шли на спад примерно в полпроцента. Впрочем, это «перевыполнение» порадует, вероятно, лишь МЭР и статведомство — обычные люди эти знаки роста (спада) после запятой, конечно, не чувствуют.

Сжимающееся потребление домохозяйств было главной компонентой кризиса 2015-2016 гг. 03-01.jpg
Сжимающееся потребление домохозяйств было главной компонентой кризиса 2015-2016 гг.

Здесь уместно напомнить блестящую классификацию темпов экономического роста экономиста Якова Паппэ из ИНП РАН. Если рост ВВП (или спад) составляет от 0 до 2%, о нем знают только статистики; при росте в диапазоне от 2 до 5 процентов его ощущают бизнесмены в растущих секторах экономики; рост темпом 5–8% в год ощущает большинство населения (какому же поколению россиян посчастливится дожить до тучных лет, аналогичных отрезку 2000–2007 годов?), и, наконец, темпы свыше 8% дают феномен экономического чуда: когда такие темпы сохраняются в течение хотя бы десяти лет, страна переходит в другое качественное состояние. Мы же пока можем порадоваться только вместе со статистиками.

Одновременно Росстат уточнил оценки ВВП РФ 2014–15 годов с учетом предварительных данных сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса. В итоге прирост ВВП в 2014 году не претерпел изменений (+0,7%), но спад 2015-го стал менее глубоким (–2,9%, оценка годичной давности — –3,7%, потом она еще немного смягчалась). Структурно основной точкой спада осталось потребление населения, хотя темпы его сжатия замедлились ровно вдвое с 10,3% в 2015 году до 5,1% в 2016-м. Соответственно, в секторальной структуре добавленной стоимости максимальный вклад в спад сохранила розничная торговля. Спад инвестиций в основной капитал оказался радикально меньше, чем год назад: всего 1,4% против 9,9%. Тогда как сжатие в строительстве практически сохранило темп, набранный в позапрошлом году, и составило –4,4% против –5% в 2015-м.

В распределении доходов чуть снизилась доля валовой прибыли, однако она осталась существенно выше уровня 2014 года. Конкурентоспособность производства, понятное дело, выиграла от курсового и таможенного протекционизма, даже несмотря на некоторый рост трудовых издержек в прошлом году. А основным «потерпевшим» от него остались доходы бюджета в части налогов на продукты, потерявшие 3% ВВП.

Быстрого роста потребительской активности россиян в наступившем году ожидать не следует. Хотя реальная зарплата в последние месяцы восстановила слабый рост (и в целом по итогам 2016 года увеличилась на скромные 0,6%), реальные доходы населения продолжают снижаться. Среднедушевой реальный доход к началу 2017 года полегчал против максимумов трехлетней давности на 12%.

Не способствует оживлению потребления и сохранение высоких реальных процентных ставок в экономике. Оставляя неизменной свою ключевую ставку в прошлую пятницу, ЦБ дал следующую аргументацию: «Для поддержания склонности к сбережениям и закрепления тенденции к устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса необходимо сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий. Положительные реальные процентные ставки будут поддерживаться на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям». Более того, регулятор дал понять, что и на следующем своем плановом заседании по ставке 24 марта вероятность ее снижения невелика: «С учетом изменения внешних и внутренних условий потенциал снижения ключевой ставки Банком России в первом полугодии 2017 года уменьшился».

Сжимающееся потребление домохозяйств было главной компонентой кризиса 2015-2016 гг.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (1016) 6 февраля 2017
    Крах перемирия
    Содержание:
    Смерть вернулась на Донбасс

    За чьи интересы снова гибнут русские и украинцы в гражданской войне

    Главная новость
    Разное
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама