Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс

Илья Топчий
15 ноября 2021, 00:00
№47

Флот США уже в ближайшее десятилетие окажется в низшей точке боеготовности. Это может соблазнить Китай на проведение военной операции против Тайваня. Каковы шансы на штурм острова? Сравнительный анализ военно-морских сил США и Китая

Авианосцы «Нимиц» и «Рональд Рейган» входят в Южно-Китайское море

Англосаксонская цивилизация развивалась как классическая талассократия. Островные государства со слабыми или отсутствующими сухопутными противниками строили свое могущество на контроле водных путей и водных пространств.

Основой вооруженных сил при этом становился флот как средство создания господства или превосходства. Позже к нему добавились авиация, ракетные и космические силы. Важным дополнением послужили средства нелетальной, информационной и психологической борьбы.

Долгое время пальму первенства среди англосаксонских государств занимала Великобритания. После Второй мировой войны она уступила лидерство США.

Опорой владычества на море стали авианосцы. Плавучие аэродромы сочетали военно-морские и военно-воздушные силы и имели радиус поражения (при помощи дислоцированных на них авиакрыльев) в сотни километров. Они уверенно заняли место линкоров — прежде главных ударных кораблей с артиллерийским вооружением, сравнительно низкой точностью и радиусом поражения в десятки километров.

В августе 2021 года новейший американский авианосец нового типа «Джеральд Форд» вместе с «нимицем» «Дуайтом Эйзенхауэром» встал на полугодичный ремонт в доке военно-морской базы (ВМБ) в Норфолке, в Вирджинии, на Восточном побережье США. По мнению некоторых прогнозистов, впервые за долгие десятилетия американские военно-морские силы (ВМС) оказались в нижней точке оперативной и боевой готовности.

Подобная ситуация дает уникальный шанс Китаю, который неуклонно наращивает свой флотский потенциал в намерении совершить «прыжок дракона» на историческую вотчину на Тайване и зорко следит за любыми переменами у своего заокеанского оппонента.

Американский военно-морской флот в наши дни

Американский ВМФ сегодня — самый многочисленный флот на планете. Он состоит из 490 кораблей, свыше 2600 самолетов, более 347 тыс. военных моряков и почти 280 тыс. служащих гражданского персонала. Потенциал ВМС под звездно-полосатым флагом вырос примерно на 5% за последние десять лет.

Корпус морской пехоты (КМП) США насчитывает свыше 180 тыс. морских пехотинцев (не считая гражданских служащих) и более 1300 самолетов.

Эти показатели не включают в себя ряд ведомств и служб. Например, командование морских перевозок, организационно включенное в транспортное командование США (логисты ВМФ), и некоторые прочие. Кроме того, не указаны силы резерва ВМФ и КМП США.

Основой американских ВМС выступают 11 атомных авианосцев, самых больших в мире. Еще три списанных авианосца — один атомный и два неатомных — по некоторым данным, находятся в резерве («пребывают в отстое»).

Десять из указанных одиннадцати в строю — класса «Нимиц», с паровой катапультой. Они были введены в строй с 1975 по 2009 год. Еще один, нового типа — «Джеральд Форд», «авианосец XXI века». Он задал старт серии с электромагнитной катапультой и уменьшенным за счет ряда усовершенствований и автоматизации систем экипажем.

Амбициозная американская кораблестроительная программа, опубликованная в виде различных документов в 2015‒2018 годах, предусматривала сохранение силы более чем из 350 кораблей в ближайшие тридцать лет. В том числе предполагалось наличие 12 атомных авианосцев. При этом программа строительства «авианосцев XXI века» расширилась с трех до пяти единиц.

С учетом того, что «Рейган» и «Буш» будут списаны в 2050-х и 2060-х годах, а «Стеннис», «Трумэн» и «Вашингтон» — в 2040-х, уже скоро придется построить не менее семи-восьми «авианосцев XXI века», а то и больше.

Кроме того, отдельного рассмотрения заслуживают универсальные десантные корабли (УДК) в составе КМП. За счет размещения на их борту помимо вертолетов эскадрилий самолетов с вертикальным и укороченным взлетом, а также конвертопланов (всего от 22 до 46 летательных аппаратов, в зависимости от номенклатуры и комплектности), они сегодня фактически превращены в авианесущие и вспомогательные.

В строю сегодня девять таких кораблей, два типа «Америка» и семь класса «Уосп». Запланирована постройка и ввод в строй еще девяти УДК типа «Америка» до 2054 года. Кроме того, два старых УДК класса «Тарава» находятся в резерве.

Остальные силы флота включают в себя 21 крейсер типа «Тикондерога», 70 эсминцев (68 класса «Эрли Бёрк» и два типа «Зумвольт»), 69 АПЛ — атомных подводных лодок (18 класса «Огайо», 28 типа «Лос-Анжелес», три класса «Сивульф», 19 класса «Вирджиния»), прочие корабли и суда. Еще один крейсер, 10 эсминцев (девять «Берков» и один «Зумвольт») и до 80 других килей строится.

С точки зрения баланса строящихся флотов шанс Китая на штурм Тайваня возможен в 2027–2028 годах. С точки зрения политических раскладов, а также завершения китайской кораблестроительной программы в Пекине рассчитывают на его реализацию пораньше, в 2024–2025 годах

Американский флот на дежурстве: fleet in being

С распадом СССР Россия надолго перестала служить приоритетной целью для американских ВМФ. Корабли под звездно-полосатым флагом развертывались теперь прежде всего на Ближнем Востоке (Ирак, Иран) и на Дальнем Востоке (против Китая).

После разгрома Ирака в ходе операции «Буря в пустыне» страна длительное время находилась под наблюдением военных сил Пентагона. Не стали исключением и ВМС. В районе Персидского залива, в зоне ответственности 5-го флота, с 1991 по 2003 год стандартно несли дозор одна-две авианосные ударные группы (АУГ) — соединения кораблей с авианосцем в качестве ударного ядра, под флагом контр-адмирала каждая.

В Японии на ВМБ в Йокосуке, в зоне ответственности 7-го флота, с 1973 года на постоянной основе дислоцируются американские АУГ. В настоящее время обязанность службы на «передовом рубеже развертывания» возложена на авианосец «Рональд Рейган».

После захвата Ирака коалиционными войсками во главе с США в 2003 году патрулирование ближневосточных вод Аравийского моря не прекратилось. Теперь целью выступал Иран — следующая мишень для нападения в обозначенной американской элитой во главе с Джорджем Бушем-младшим «оси зла». Планы нападения на это государство, наследника древних традиций персидских царей Дария и Ксеркса, осмелившегося создавать собственную ядерную программу, продолжают разрабатываться с 2004 года.

Непосредственно силы ближневосточного патрулирования включали в себя две американские АУГ, сменявшиеся по ротации каждые полгода. Их сопровождал ослабленный ордер из двух-трех крейсеров типа «Тикондерога», нескольких эсминцев «Эрли Бёрк» и прочих вымпелов, входивших в охранение.

Периодически, в процессе смены при ротации, АУГ «перекрещивались» между собой. В таком случае наряд сил, развернутых против Ирана, оказывался увеличен на короткий промежуток времени. Порой, с участием французского авианосца «Шарль де Голль», часто посылаемого официальным Парижем на различные мероприятия, на Ближнем Востоке (БВ) оказывалось до четырех западных авианосцев единовременно.

Последнее имело место, например, в феврале 2011 года. А также в отдельные эпизоды с 2013-го по 2015-й, когда Запад осуществлял широкомасштабное развертывание своих вооруженных сил против Сирии.

Однако первоочередным направлением считалось и считается по сей день китайское. Официальный анонс 2010 года, в частности, предусматривал следующее соотношение корабельных группировок: 60 вымпелов против Китая и 40 единиц — против Ирана. По проекту 2015 года не менее 60% всего американского флота должно было быть развернуто против Китая.

«Ядерная сделка» с Ираном в июле 2015 года, связанная с отменой ряда санкций в обмен на ряд уступок по иранской атомной программе, имела последствия и для американского флота. С этого момента воды Аравийского моря и Персидского залива резала только одна американская АУГ, дополняемая иногда французской (в 2021 году — британской, с новым английским авианосцем «Куин Элизабет»).

В 2017 году американское авианосное ударное соединение (АУС) из трех авианосцев («Рональд Рейган», «Нимиц» и «Рузвельт») под началом вице-адмирала впервые за много лет провело учения против Китая и КНДР. Вскоре эту практику повторили. При этом действия американских военных моряков часто носили провокационный характер — они действовали вблизи от китайских территориальных вод.

С 2009 года начинается развертывание дополнительных сил против России. Поначалу группировка из эсминцев ПРО в Средиземном море (формально направленных против Ирана) насчитывала два эсминца. Позже ее увеличили до четырех эсминцев, а в 2014‒2015 годах — до семи-восьми кораблей данного типа.

В мае 2019-го впервые за долгие десятилетия авианосец «Рузвельт» участвовал в учениях на Аляске (напротив Камчатки и Чукотки). В 2021 году учения в этом регионе — с участием американской АУГ — повторили. Это означало уже непосредственное развертывание флота США против России.

В период президентства Дональда Трампа активность американского флота была на довольно высоком уровне. В море на регулярной основе находилось до шести-семи авианосцев (и часть оставалась в портах).

Однако с переходом правления в Белом доме к Джозефу Байдену заметно значительное снижение оперативной готовности ВМС США. Многие корабли основного класса встали на ремонтные и обслуживающие работы.

Фактически к 2021 году боеготово — даже не в море, просто боеготово — оказалось только шесть-семь авианосцев. Такая же ситуация сохраняется по сей день.

В августе 2021 года «Джеральд Форд» и «Дуайт Эйзенхауэр» встали на полугодичный ремонт. Чуть ранее, на период с марта по ноябрь 2021 года, в доке оказался «Нимиц». Взамен с ремонта вышел «Джордж Буш».

В строю находилось лишь чуть больше половины американских атомных авианосцев (6 из 11 единиц). Непосредственно в период с августа по начало ноября 2021 года их оказалось даже меньше половины, 5 из 11 кораблей данного класса.

Вступление в строй нового «авианосца XXI века» «Джона Кеннеди» ожидается в 2022 году. После этого американских авианосцев на три года станет 12 (до декомиссии «Нимица» в 2025 году).

Вывод из строя «Нимица», а после (в 2027 году) и «Эйзенхауэра» ненадолго сократит ядро американского ВМФ сначала до 11, а после и до 10 авианосцев. Ввод же в строй еще одного гиганта нового типа, «Энтерпрайза», в 2028 году поднимет баланс до 11 главных ударных кораблей. Следующий великан с электромагнитной катапультой, «Дорис Миллер», начнет свою службу лишь в 2032 году и сменит «Карл Винсон».

Таким образом, в 2027‒2028 годах американские ВМС способны оказаться в нижней точке боеготовности. В наличии у Пентагона окажутся только 10 атомных авианосцев (не считая тех, что в резерве).

Из этих десяти лишь пять-шесть могут оставаться в строю. Прочие будут находиться на обслуживании и на ремонте. Согласно имеющимся планам развертывания, три-четыре из указанных пяти-шести станут прикрывать акваторию Тихого океана (то есть окажутся нацелены против Китая).

Китай получает шанс

Последние годы правительство КНР демонстрирует все более явные намерения осуществить решительный бросок против Тайваня — осколка прежней китайской государственности, с которым у США с 1954 года заключена серия союзных соглашений о военной помощи. Однако для десантной операции против острова, отделенного широким Тайваньским проливом, требуется достижение двух условий: господство на море и в воздухе.

Китайская кораблестроительная программа действительно впечатляет. Авианосцы, УДК, эсминцы, корабли прочих типов сооружаются буквально на глазах на верфях Даляня и Шанхая.

С мая по август впервые за 48 лет США вообще оставили на три месяца Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) без авианосного прикрытия. АУГ «Рейгана» в мае ушел из Японии на Ближний Восток (в зону ответственности 5-го флота). Смена, АУГ «Винсона», прибыла в зону ответственности 7-го флота только во второй половине августа.

Сами по себе ВМФ КНР еще недостаточно сильны, чтобы справиться со своими атомными американскими противниками. Два имеющихся в строю корабля, тип 001 и 002, в пределах 55 тыс. тонн водоизмещения, примерно эквивалентны одному атомному «американцу». Не за горами ввод в строй еще одного, тип 003, водоизмещением 80‒85 тыс. тонн, а также строительство авианосца типа 004 водоизмещением уже свыше 100 тыс. тонн. Последний предполагается уже с атомными двигателями, и он сопоставим по мощи с американскими аналогами.

Однако в сумме эти четыре китайские авианосца все равно будут уступать по потенциалу американскому АУС из трех авианосцев. Которое также могут поддержать авианосцы сателлитов: британцев, французов, индийцев и, возможно, южнокорейцев (последние также запланировали создание авианосца).

Кроме того, не следует забывать про американские УДК, превращенные сегодня, по сути, в мини-авианосцы. А также про авианосцы, оставленные в резерве до пяти единиц к 2027 году, которые также могут поставить в строй.

Безусловно, в случае, если на Западном побережье в 2027‒2028 годах останется боеготово только три американских авианосца, США могут попросту не успеть выставить АУС на Дальнем Востоке. Ведь авианосцу и его авиакрылу необходимо время на развертывание, а задачи присутствия в других уголках планеты никто не отменял. К тому же срок хода авианосного соединения с Западного побережья США через Тихий океан может составить до трех недель.

В таком случае в оперативной обстановке в АТР появится небольшая лакуна, временная пауза, достаточная для проведения десантной операции против Тайваня. Плюс США вновь могут оставить дальневосточные воды без авианосного прикрытия.

Однако насколько успешна может быть такая операция (даже если не брать в расчет фактор возможного применения ядерного оружия)? У Китая останется от силы два месяца для активных действий против Тайваня. При том что последний представляет собой остров-крепость сам по себе, усердно укреплявшийся последние несколько десятилетий.

ВС Тайваня (официальной именуемого Китайской республикой) сегодня насчитывают около 170 тыс. военнослужащих. По приказу президента в первую же неделю мобилизуется, по самым скромным подсчетам, около 450 тыс. резервистов первой очереди.

Спустя неделю после начала мобилизации 23,5-миллионная страна получит 620-тысячную армию. Спустя месяц это значение — число поставленных под ружье — может превысить миллион человек.

Это не включая участие США, способных планово перебросить 250 тыс. солдат на Тайвань в первый месяц войны и еще по 200 тыс. бойцов в последующие два месяца. Не считая подмоги от прочих возможных союзников США в регионе: южнокорейцев, японцев, филиппинцев, австралийцев и прочих. Исключая в лучшем случае два месяца, потребные для прибытия крупных авианосных сил США, без которых доставка американцами значительных подкреплений на Тайвань окажется сопряжена с определенными трудностями.

Перед китайскими десантными силами встанет задача разгрома миллионной группировки тайванских сил на острове. Видимо, в Пекине рассчитывают, что США не успеют прийти на помощь. Но штурм острова-крепости с миллионным гарнизоном — нетривиальная задача.

Так, войскам, его защищающим, следует занять обороняемый периметр около 1000 километров. А учитывая угрозу только со стороны пролива — около 600 километров. То есть потребуется не более 30 расчетных дивизий, не считая резервных (300 тыс. человек). Силы, которые у Тайваня, как видно выше, будут.

Кроме того, фактор воздушной поддержки никуда не денется. В том числе от американских союзников в регионе.

Это может стать самой масштабной десантной операцией за всю историю. Операцией, превосходящей даже знаменитый «Оверлорд» (высадку англо-американских войск в Нормандии летом 1944 года).

Так, для подавления сопротивления на Тайване китайцам потребуется не менее чем двухмиллионная группировка с нормативом снабжения до 150‒200 тыс. тонн довольствия в сутки. Для того чтобы просто закрепиться, им понадобится не менее полумиллиона солдат и 50 тыс. тонн довольствия в сутки. Плюс перед войсками, высадившимися на остров, встанет задача штурмовать 6,7-миллионную агломерацию Тайбэя-Цзилуна на севере.

Потенциал для такой десантной операции у Китая сомнителен. Реально КНР в наши дни с помощью УДК в первой волне способна перебросить в пределах урезанного танкового корпуса (380 танков), не считая последующих «волн».

Однако что будет в 2027‒2028 годах (когда появится «окно» и когда флот Китая пополнится новыми образцами)? Ведь США могут и не включиться в борьбу по разным причинам.

Сам Китай, по-видимому, рассчитывает на более ранние сроки операции: в 2024‒2025 годах.

В 2024 году на Тайване пройдут выборы. В Пекине рассчитывают, что на них победит прокитайский кандидат. В таком случае, похоже, в высшем военно-политическом руководстве КНР предполагают провести что-то вроде малокровной операции, аналогичной действиям РФ по присоединению Крыма.

Кроме того, к 2025 году запланирован ввод в строй основного массива килей китайской кораблестроительной программы. В том числе доведение числа эсминцев — основных надводных ракетных кораблей — до 62 единиц.

Прямое военное столкновение для КНР все же нежелательно. Либо вероятно при условии нейтрализации американского флота или его союзников в регионе.

Так, прозападная коалиция уже сегодня может выставить до 80 эсминцев на Дальнем Востоке, не считая прочих (в том числе авианесущих). У одной только Японии 34 эсминца (и еще четыре авианесущих «эсминца»). У Южной Кореи — 12 эсминцев (без авианесущих кораблей).

Через несколько лет это количество может возрасти. При этом основная часть — примерно две трети — эсминцев первой линии, которые окажутся в строю в АТР, будут выставлены союзниками.

Япония, Южная Корея, Австралия, Великобритания, Франция и даже Индия, не считая меньших флотов прочих стран, могут послать свои военные корабли. Ситуация крайне нежелательная для КНР и ее флотоводцев: они столкнутся с соединенной армадой различных государств, состоящей из трех сотен вымпелов, с несколькими сотнями самолетов и вертолетов и 10‒15 тыс. ракет, а также 100‒150 тыс. моряков и морских пехотинцев на борту.

Однако если США не вмешаются или не успеют вмешаться, появится шанс. С точки зрения баланса строящихся флотов он возможен в 2027‒2028 годах. С точки зрения политических раскладов, а также завершения китайской кораблестроительной программы в Пекине рассчитывают на его реализацию пораньше, в 2024‒2025 годах.

В таком случае Китай может и рискнуть.

Статус американских авианосцев на 10 ноября 2021 года

«Нимиц» (CVN-68) — активен, находится на ВМБ Китсэп-Бремертон; с марта по начало ноября 2021 года находился на ремонте (PIA).

«Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — на ремонте (PIA) в Норфолке с августа 2021 года.

«Карл Винсон» (CVN-70) — активен, находится в Филиппинском море.

«Теодор Рузвельт» (CVN-71) — на ремонте (DPIA) в Китсэп-Бремертоне с июля 2021 года.

«Авраам Линкольн» (CVN-72) — активен, вышел на учения в море возле Южной Калифорнии с ВМБ Сан-Диего.

«Джордж Вашингтон» (CVN-73) — на пятилетнем ремонте (RCON) в Ньюпорте с августа 2017 года.

«Джон Стеннис» (CVN-74) — на четырехлетнем ремонте (RCON) в Ньюпорте с мая 2021 года.

«Гарри Трумэн» (CVN-75) — активен, находится на ВМБ Норфолк.

«Рональд Рейган» (CVN-76) — активен, в октябре вернулся на ВМБ в Йокосуке.

«Джордж Буш» (CVN-77) — активен, находится на ВМБ Норфолк.

«Джеральд Форд» (CVN-78) — на шестимесячном ремонте (PIA) в Норфолке с августа 2021 года (первое предполагаемое развертывание — в 2022 году).

Источник: сводные данные автора.

Цикл жизни американских авианосцев и переживаемые ими ремонты и обслуживание

Цикл жизни авианосца ВМФ США, согласно общему правилу, составляет порядка 50 лет. Примерно в середине своей службы, по происшествии почти четверти столетия, он встает на четырехлетний капитальный ремонт, связанный с перезарядкой реакторов, проверкой и обслуживанием всех систем.

Реальный боевой функционал кораблей — сроки нахождения в различного рода походах и на учениях, а также просто пребывания у причала в состоянии готовности — не так велик относительно мероприятий по их обслуживанию. Он составляет от 19 до 42% всего времени.

В американской военной терминологии существуют следующие виды ремонтов и работ по обслуживанию:

— Refueling and Complex Overhaul (RCOH), «дозаправка и полная перестройка». Относится к долгому процессу на военно-морских судах с ядерной установкой, который включает в себя замену израсходованного ядерного топлива, обслуживание, реконструкцию и часто модернизацию всего судна;

— Dry-Docked Planned Incremental Availability (DPIA) — процесс постановки судна в сухой док с производством текущего и капитального ремонта корпуса и оборудования;

— Extended Drydock Selected Restricted Availability (EDSRA) — разновидность работ в сухом доке, включающая в себя различные улучшения некапитального характера, без коренной переработки (покраска, покрытие корпуса, проверка и модернизация систем и т. д.).

— Continuous Incremental Availability (CIA) — работы по ремонту и обслуживанию различных специализированных систем (связанных с заменой и ремонтом компонентов реактора, катапульты, программ и т. д.);

— Planned Incremental Availability (PIA) — плановые ремонтные работы без постановки корабля в сухой док.