У входа в здание, где проводился съезд, участников встречали шеренга новеньких самокатов «Юрент 2.0» и аккуратная обойма машин от компании Whoosh, представившей сразу две инновационные системы: «Антитандем» и «Вуш-кей».
«Первая система распознает поездки вдвоем, — рассказал „Эксперту“ Егор Баяндин, сооснователь и технический директор Whoosh. — Сама по себе доля поездок с нарушениями невысока: в нашем сервисе этого около 1%. Но внутри этого процента доля поездок вдвоем составляет основной объем нарушений. Когда два человека едут на одном самокате, у них смещается центр тяжести. Вы не можете предсказать действия своего „пассажира“. Так что любой бордюр, съезд, тем более яма уже представляет собой угрозу. Резко возрастает количество падений, столкновений с другими самокатами, люди чаще врезаются в заборы, стены, деревья».
«Антитандем» работает на основе более чем 50 параметров и, кроме веса пассажиров, учитывает также их поведение во время поездки. «Мы уже запустили „Антитандем“ в Санкт-Петербурге, — сказал господин Баяндин. — Дальше он будет раскатан на всю Россию. Система работает на всех моделях, представленных во флоте компании. Уже сейчас штрафуем и блокируем при наличии фото- и видеоподтверждения. Без такого подтверждения пока будем просто предупреждать. Но рассчитываем, что система будет автоматически замедлять самокат при выявлении поездки вдвоем или полностью останавливать. А для злостных нарушителей мы будет блокировать аккаунты и запрещать доступ к нашему сервису».
Именно на повышение безопасности направлен Меморандум о намерениях, заключенный между Ассоциацией операторов микромобильности и ведущими сервисами кикшеринга в ходе съезда. «Было много проблем, связанных с тем, что злостные нарушители ПДД, после того как их заблокировал один оператор, спокойно переходят к другому, — рассказала „Эксперту“ директор Ассоциации Ксения Эрдман. — Теперь между сервисами кикшеринга будет налажен обмен данными по нарушителям, так что информация о них будет доступна всем и переход станет невозможным». Впрочем, пока это только меморандум, до практического внедрения тотального бана дело еще не дошло.
По словам госпожи Эрдман, запрет на передвижение на электросамокатах может быть введен в парках, на тротуарах шириной менее 2 м — например, как в Санкт-Петербурге, городе, где вообще около половины жителей выступает против электросамокатов, а также на территории мемориальных комплексов.
Вторая новинка Whoosh — система «Вуш-кей», или «Ви-кей». Раньше нужно было достать телефон, открыть приложение, активировать камеру, навести на QR-код самоката, подтвердить свой выбор — только потом начиналась поездка. Теперь с включенным wKey на телефоне достаточно просто зажать ручки тормоза на пару секунд — приложение и электросамокат сами находят друг друга. Не убирая рук с руля, человек нажимает на газ и трогается.
Компания «МТС Юрент» представила новый самокат «Юрент 2.0», разработанный совместно с компанией Eleven. Это первый электросамокат для шеринга, разработанный на территории Союзного государства, с крупноузловой сборкой в России. В ближайшие годы планируется полностью перейти на локальную сборку. От других шеринговых самокатов эту модель отличают также более высокий дорожный просвет и пневматические (надувные) шины. По планам в 2024 году в городах России появится более 20 тыс. таких самокатов.
Если сервис «Антитандем» разрабатывали в течение 2 лет, то на разработку собственного самоката потребовалось около 4 лет. Но зато удалось выявить не просто климатические, но и национальные особенности вождения и адаптировать самокаты для инфраструктуры российских городов.
«Наши самокаты отъездили в четырех странах: Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан, — рассказал „Эксперту“ Андрей Сороко, технический директор компании Eleven, в партнерстве с которой разработан новый самокат. — Оказалось, что самый равнинный город — Москва. Самый безбарьерный — Алматы. А вот Краснодар — это, наоборот, бесконечные бордюры, преграды, отсутствие плавных съездов на тротуары, ямы и куски арматуры».
В Казахстане симоводы очень любят ставить самокат на дыбы, то есть на задние колеса. Да, это нарушение, его можно бы и не принимать в расчет, но заднее крыло решено было все-таки укоротить на 8 мм, чтобы оно не задевало асфальт, когда кто-нибудь самокат на дыбы все-таки поставит. В Грузии самокаты используются как маршрутка: на них могут ездить не то что по двое, а даже втроем и вчетвером.
В Санкт-Петербурге и Минске есть странная традиция бросать самокаты в реку. «Однажды нам даже пришлось доставать самокат из Невы с 6-метровой глубины, — говорит Андрей Сороко. — Но зато мы можем посмотреть, как себя ведет лак на электронике, поддаются ли потом восстановлению платы. А недавно привезли 2 самоката из Минска. Достали из Свислочи с глубины 1,2 м. Когда ты работаешь над моделью, никогда не знаешь, что с ней будут делать люди».
Но главное, модернизация самокатов позволяет не просто учесть недостатки городской среды или местных особенностей вождения, но и способствует их улучшению. Разработчики расписывают все проблемы по городам, затем передают информацию руководству сервиса. После этого подразделения GR начинают общаться с городами, решая вопросы с инфраструктурой и налаживая просветительскую работу с симоводами.