Три в одном
Советская школа была неотъемлемой частью системы, по преимуществу типовой, и в этом смысле чем-то напоминала производство. Дети загружались в первый класс как сырье, и, пройдя по всей конвейерной цепочке, выходили в жизнь как более или менее готовая продукция, которая потом дошлифовывалась в профтехучилищах или вузах для дальнейшей специализации. «Несмотря на свою жесткую регламентированность, это была живая и комплексная система, — сказал «Эксперту» Сергей Остроух, генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО, в портфолио которого более 50 образовательных проектов..
В современной урбанистике довольно популярна концепция трех мест: дом, работа и пространства для отдыха и досуга. Согласно этой концепции, школа для детей является вторым местом, куда они ходят так же, как взрослые на работу. Но школа должна выполнять функции первого места, где дети живут, и третьего, где они отдыхают. Такое видение, наряду с необходимостью сформировать обучающую среду, по сути превращает школу в своего рода «город в городе».
Учебные и специализированные кабинеты — это твердые элементы, которые следует типизировать. Гибкие элементы позволяют ребенку почувствовать себя не столько в школе, сколько внутри города. Городская среда — не только улицы с зелеными парками, но и пространство, которое человек адаптирует под себя и свои запросы, учитывая, что эти запросы могут изменяться. Особенно важна такая адаптация для детей, поскольку она помогает им раскрыть свои способности, развить самостоятельное мышление и творчество.
Школа как реализованная метафора
Схема пространственной организации уже нашла отражение в стандарте «Московская школа 2.0», где для новых школьных зданий в качестве принципов проектирования определены наличие открытого многофункционального многосветного пространства и трансформируемых пространств.
«Современное законодательство предоставляет широкие возможности создания архитектурно-планировочных решений, но все же основные правила и принципы должны быть регламентированы, — рассказала Алиса Денисова, исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ и генеральный директор ООО „ПроШкола“. — Нужна определенная планка качества для всех застройщиков, девелоперов, подрядчиков и проектировщиков. И региональные стандарты, в том числе „Московская школа 2.0“, школа типовых проектов Республики Татарстан, стандарт социальной инфраструктуры Белгородской области, формируют такие правила и принципы. Некоторые элементы московского стандарта постепенно тиражируются по стране, например, применение общешкольных атриумов, универсальных классов, выбор нейтральных колористических решений. Но говорить, что какой-то из региональных стандартов стал федеральным, я не могу. Потому что школы бывают разные, например, школы-сады, рассчитанные исключительно на дошкольников и начальную школу. Атриум там, на мой взгляд, не будет уместен».
По словам Алисы Денисовой, планировку школы определяет технологическое задание, отражающее особенности образовательной программы. В большинстве регионов «ПроШкола» использует типовые проекты, однако в каждом находится место уникальным решениям для предпрофессиональных классов и мастерских, а также образовательному дизайну самих пространств. Для того, чтобы такие решения появилась, приглашаются специалисты по педагогическому дизайну. В партнерстве с коллективом школы они разрабатывают бренд-концепцию и дизайн-проект: название, логотип, слоган, фирменную колористику, элементы навигации.
«Например, при выборе концепции школы в Обнинске подсказку нашли в мелодии, — рассказывает Алиса Денисова. — Музыкальным символом школы стала сюита Свиридова „Время, вперёд!“. Так школа получила имя и слоган: „На шаг впереди!“. А графическим символом стало разноцветное изображение атома, ведь именно в Обнинске в 1954 году заработала первая в мире атомная электростанция. Изображение атома создано при помощи инновационного генеративного дизайна».
Метафору школы как города в городе, к тому же выстроенного вокруг светового атриума, одной из первых реализовала на практике Группа компаний UNK при строительстве образовательного комплекса «Точка будущего» в Иркутске. «Мы отказались от актового зала в пользу атриума с круговой лестницей-амфитеатром, — рассказала Юлия Тряскина, руководитель и партнер компании UNK interiors. — Этот атриум стал центром всей школы. В нем можно проводить и спектакли, и общешкольные или родительские собрания, и даже педсоветы».
«Мы проектировали школу, которая растет вместе с ребенком, — говорит Юлия Тряскина. — В классах для младших школьников окна располагаются ближе к полу, не надо вставать на цыпочки, чтобы выглянуть на улицу. В средних — окна уже чуть повыше, и еще выше они в помещениях для старшеклассников. Сходным образом „растет“ и школьная мебель».
Метафорам в проектировании образовательных объектов придается особая роль. Дэвид Торнбург, американский специалист в этой области, говорит, например, о плодотворности для детского развития метафор походного костра, пещеры, водопоя. Школа «Мир» в Доброграде спроектирована в 2020 г. бюро ИМАГО в виде растущего здания. Блок с детский садом, который сегодня все чаще объединяется со школой, — пробившийся росток, затем стебель продолжается блоками начальной и старшей школы, с ответвлением в виде спортивного блока. Правда, это заметно только на плане, с высоты птичьего полета. Но на уровне глаз человека реализована еще одна метафора — гранита науки. Для отделки фасадов здесь применили керамогранит цвета графита, с вкраплениями дымчатого и белого кварца.
В чем средняя школа должна быть точно открыта городу, так это в расширении возможностей для дополнительного образования, в создании новых кружков и секций, интеграции с музыкальными художественными школами, а также с театральными и вокальными студиями, которые сегодня часто ютятся в тесных полуподвальных помещениях. Для «ПроШколы», например, такая интеграция уже стало частью миссии как концессионера. Был проведен специальный публичный конкурс операторов дополнительного образования, чтобы на территорию школ пришли работать самые прогрессивные и квалифицированные компании или объединения педагогов. И это только начало. «ПроШкола» видит потенциал для открытия на федеральном уровне целой сети партнерств, благодаря которой лучшие секции и кружки станут доступными как минимум в 50 городах России, где уже появились или появятся в ближайшем будущем школы компании.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag