Наше место

Дмитрий Глумсков
14 марта 2005, 00:00

В отличие от неизменяемых географических координат, внешнеполитические интересы Казахстана более гибки. Претендуя на роль лидера в Центральной Азии, страна одновременно выстраивает взаимоотношения с мировым сообществом, доказывая, что может стать влиятельным игроком на геополитическом пространстве

Озвученные в последнее время политические инициативы Казахстана, в частности, проект по созданию Союза Центрально-Азиатских государств, свидетельствуют, что страна намерена упрочить свое неформальное лидерство в Центральной Азии. Не секрет, что борьбу за влияние в регионе Казахстан и Узбекистан ведут с момента распада Советского Союза. Геополитические интересы заставляют обе страны позиционировать себя как могучие и экономически сильные государства, имеющие возможность влиять на региональное развитие, и оказывающие покровительство более слабым Киргизии и Таджикистану. Казахстан, во всяком случае, при взгляде из Астаны, эту борьбу выигрывает. Причем не только по экономическим показателям (доля ВВП на душу населения, товарооборот, динамика финансовых реформ), но и с точки зрения развития политики и гражданского общества. Региональные приоритеты

Любое государство должно реально оценивать свое место, свой потенциал и свое влияние. Если страна реально оценивает собственные возможности, это основа для правильного структурирования внешней политики. За 13 лет независимости Казахстан показал себя в качестве лидера в Центрально-Азиатском регионе, считает министр иностранных дел Касымжомарт Токаев. Причем этот статус присвоил себе не сам Казахстан - такая формулировка присутствует в оценках представителей других государств. На повестке дня, будь то внешняя политика, управление экономикой внутри страны - укрепление этого статуса. А значит, по Токаеву, в Казахстане необходимо продолжать политические и экономические реформы. Причем реформы, нацеленные уже на региональное сотрудничество.

Директор Института стратегических исследований при Президенте РК Маулен Ашимбаев видит два пути для усиления внешнеполитического влияния Казахстана. Первый - сильная экономика. "Страна без сильной экономики, без возможностей инвестиций в соседние страны не может быть лидером", - говорит он. Второй путь, как это не банально звучит, - конструктивная и гибкая внешняя политика. "Сегодня Казахстан не в той роли, и не будет, наверное, в той роли, когда какими-то военными инструментами, какими-то геополитическими, этническими инструментами он будет укреплять свое влияние. Мы можем претендовать на лидерство только взвешенной политикой, сотрудничеством с другими странами, реализуя совместные проекты на взаимовыгодной основе", - говорит г-н Ашимбаев.

Избавиться от иллюзий

Во внешней политике Казахстана есть несколько основных приоритетов. Прежде всего, это взаимоотношения с тремя стратегическими партнерами - Россией, Китаем и США. Выстраивая отношения с этими странами, Казахстан действует не по принципу географической удаленности, но старается придерживаться определенного баланса интересов. Сохранение конструктивных отношений с каждым из этих государств можно признать долгосрочной задачей. Но прежде нужно избавиться от множества иллюзий по поводу своего геополитического влияния.

Иллюзия 1 - в глобальном смысле мы что-то значим для США, России и Китая. Иллюзия 2 - США, Россия и Китай конкурируют за влияние на Казахстан. Иллюзия 3 - для США, России и Китая Казахстан равнозначный партнер. Иллюзия 4 - США, Россия и Китай могут действовать в интересах Казахстана. Между этими государствами существуют достаточно сложные отношения: с одной стороны, они сдерживают друг друга, с другой - взаимовыгодно сотрудничают по различным направлениям. Казахстан интересен им не только своим нефтегазовым потенциалом, но и географическим положением. Для США, конечно, неприемлемо, что Россия намерена укреплять свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе. Китай не заинтересован в том, чтобы в этом регионе доминировали Россия или Америка.

Поэтому для нас более важен другой приоритет - собственно Центральная Азия. Есть разные оценки по поводу того, насколько нам нужна Центральная Азия и насколько Казахстан нужен Центральной Азии. Но от географического расположения никуда не уйти: Казахстан граничит с Киргизией и Узбекистаном, исторически вынужден выстраивать благоприятные межгосударственные отношения. Ведь конфликтные ситуации в Центральной Азии только ухудшат положение Казахстана: потеря товарных рынков, преступность, контрабанда наркотиков, нелегальная миграция - в других странах ЦА большие казахские диаспоры. Как считает Маулен Ашимбаев, наша страна в краткосрочной и долгосрочной перспективе должна укреплять и расширять свое присутствие в Центральной Азии, причем присутствие конструктивное, не в ущерб интересам других стран. "Что значит быть лидером в Центральной Азии? Это не значит показывать силу соседям, к примеру, минировать границы или вести в отношении других государств региона деструктивную политику. Лидер должен быть готов повести за собой весь регион, способствовать развитию крупных инвестиционных проектов, вкладывать свои средства в региональные программы. Любые попытки лидерства на, скажем, какой-то негативной основе, обостряя проблемы спорных территорий или закрывая границы, не сработают в Центральной Азии", - говорит он.

Взять лучшее

Политологи называют несколько путей укрепления внешнего влияния той или иной страны. Есть американский путь: распространение демократии в мире как механизм укрепления собственного влияния через создание родственной идеологии в "подшефных" странах. Китайский путь предусматривает экономическую экспансию, в частности, увеличение экспортного потенциала, заполнение товарных рынков других государств продукцией из Поднебесной. Россияне сделали ставку на развитие межстранового сотрудничества. Невооруженным взглядом видно, что Казахстан может скалькировать одно из направлений (в то, что мы начнем, как и США, распространять демократию, верится с трудом), либо взять лучшее из двух последних, более экономических, нежели политических, направлений.

Немаловажен и вопрос имиджа - важной составляющей успешности внешней политики государства. Конечно, благоприятный имидж способствует более быстрому достижению тех или иных целей во внешней политике и должен базироваться на внутренних успехах. Есть ли в Казахстане разрыв между тем имиджем, который мы сами себе рисуем, и тем, который мы имеем в глазах других стран? Да, безусловно. Казахстан пока мало известен в мире. Конечно, его знают политики, специалисты, которые занимаются Центральной Азией. Но обычные люди имеют очень смутное представление в целом о нашем регионе, не говоря уже о Казахстане.

Известный киргизский политолог Турат Акимов говорит, что на уровне региона у Казахстана "достаточно хороший" имидж. Подобную оценку он объясняет экономической привлекательностью страны, личной безопасностью ее граждан, а также политической и экономической свободой в целом.

Г-н Акимов также уверен, что ключевых факторов для лидерства у Казахстана больше, чем у других стран ЦА. Плюсы нашего государства, считает он, это стабильная экономическая ситуация, благоприятное "политическое лицо" и менталитет: "Все это в кризисных ситуациях на любых политических весах даст больше массы Казахстану". Однако политолог считает, что лидерство у Казахстана больше гипотетическое. У страны не хватит экономических ресурсов. Как минимум, ВВП Казахстана должен превысить ВВП всех соседей вместе взятых: Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. По словам Турата Акимова, "для того, чтобы поучать соседа, необходимо решить свои внутренние проблемы, а до этого еще далеко".