На прошлой неделе Royal Bank of Scotland Group Plc (Великобритания), основанный в 1727 году и входящий в десятку крупнейших банков мира, объявил о том, что выставляет дочерний банк в Казахстане АО ДБ «RBS (Kazakhstan)» на продажу.
Такой шаг стал логичным и закономерным после того, как RBS не смог справиться с последствиями финансового кризиса, получив по итогам 2008 года чистый убыток в размере 24,1 млрд фунтов стерлингов (34,4 млрд долларов) – рекордную сумму в британской корпоративной истории.
Миллиардные убытки заставили RBS, как, впрочем, и другие глобальные финансовые институты, реструктуризировать свой бизнес. Банк намерен уволить до 20 тыс. сотрудников из 210 тыс. работающих специалистов, существенно сократить операции или вовсе уйти из 36 стран (сейчас он работает в 54). А также продать часть акций и свои активы в Азии и Австралии (оцениваемые в 300 млрд фунтов стерлингов, или 437,8 млрд долларов). Большая часть активов, от которых RBS готов отказаться, достались банку после покупки голландской финансовой организации ABN Amro осенью 2007 года за 71,1 млрд евро.
«В рамках проводимой реструктуризации банка и его бизнеса принято решение отказаться от расширения охвата рынков. Новая стратегия банка предполагает выделение шести основных региональных центров, а также нескольких отдельных стран, развитие бизнеса в которых будет приоритетным для банка. От иных активов RBS будет активно избавляться», – указывается в сообщении пресс-службы банка.
Ожидается, что банк не будет срочно распродавать свои активы по сниженным ценам в рамках программы сокращения расходов. «RBS рассмотрит возможность поиска новых собственников для бизнеса в ряде оставшихся стран, включая Казахстан. Этот процесс займет определенное время, на протяжении которого бизнес в этих странах будет вестись в обычном режиме, без каких-либо изменений», – сообщает пресс-служба RBS.
По мнению казахстанских аналитиков, конечная стоимость банка будет определена после проведения аудита. Однако ясно, что дорого банк продать не удастся из-за общего кризиса банковской отрасли. Скорее всего, банк будет стоить меньше капитала: если раньше инвесторы были готовы платить за хороший актив премию, то в нынешние времена за него уже просят дисконт.