— Не секрет, что перед Москвой стоит задача разгрузить транспортную сеть. Ключевая роль здесь — у городского транспорта. Как в этом может помочь промышленный дизайн?
— Городские электрички не отдельный элемент, они интегрированы в единую транспортную систему мегаполиса. С их помощью создается бесшовная схема, где люди могут совершать пересадки, не теряя времени и не жертвуя комфортом.
Создание такой системы — глобальная задача. Мы анализировали пользовательский опыт, исследовали запросы и потребности пассажиров. И соединяли их с возможностями производства, ГОСТами и пожеланиями городских структур.
В ответ на эти запросы появился поезд «Иволга 3.0». Он создан в канве определения «Транспорт — лицо города» и учитывает общий визуальный облик московского транспорта.
— Если говорить о создании проектов в транспортном дизайне, что первично — дизайн или инженерные решения? Сперва конструкторы создают поезд, а потом дизайнеры формируют салон или наоборот?
— Сначала надо понять, для кого поезд создается, кто будет конечным пользователем. После описания всех требований и подготовки технического задания в проект включаются инженеры. Они продумывают компоновку и конструкцию. На этом этапе оптимально подключать и дизайнеров, чтобы все понимали ход и историю проекта.
Хочу подчеркнуть, что промышленный дизайн не только возможность сделать продукцию эстетичной и узнаваемой. Это способ повысить качество, улучшить пользовательский опыт. А сейчас и инструмент создания суверенных брендов, технологий, продуктов.
— Насколько важен промышленный дизайн именно для объектов транспорта? Ведь для пассажира главное все же добраться из пункта А в пункт Б.
— Во всем мире дизайн — один из ключевых признаков, на которые ориентируется человек при принятии решения о покупке продукта. К примеру, по данным PwC, потребители готовы приобретать более дорогие товары и услуги (+16% к базовой цене), если они позволят получить больше положительных эмоций. И наоборот: от трети до половины потребителей откажутся от бренда после неудачного опыта взаимодействия. А качество взаимодействия напрямую зависит от работы промышленных дизайнеров.
На первый взгляд это важно лишь в сегменте товаров народного потребления. Однако для общественного транспорта лояльность пассажиров — основополагающее условие. Ведь мы ежедневно делаем выбор, ехать на машине, такси, каршеринге. Или МЦД, МЦК или метро? Выбор человек делает как рациональный, так и эмоциональный. Компетенции дизайнеров помогают сделать выбор в пользу общественного транспорта.
Еще один аргумент в пользу дизайна — доходность компаний с высоким дизайн-индексом — на 32% больше по сравнению с другими представителями аналогичных индустрий.
Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, не должно быть сомнений, когда привлекать к работе над проектом дизайнеров. В идеале — на этапе возникновения идеи. Это касается не только поездов, а применимо для всех отраслей промышленности.
— Если говорить о железнодорожном транспорте, то есть устоявшееся выражение «городская электричка». В чем ее отличия от «загородного» электропоезда и стоит ли вообще их различать?
— Городской электропоезд — это прежде всего короткие поездки в часы пик, небольшой интервал между поездами и возможность быстрых пересадок с одного вида транспорта на другой.
В упомянутой «Иволге 3.0» нам необходимо было создать поезд, в котором было бы удобно всем категориям пассажиров: родителям с детьми, пассажирам с инвалидностью, пассажирам с грузом, велосипедами и т. д.
Учитывая московский трафик — сложная задача. Но позитивные отзывы пассажиров о поездах «Иволга» подтверждают, что нам это удалось. А в первые недели запуска электропоездов в сети появилось более 500 позитивных отзывов о нем.
— «Иволга» — самобытный дизайн или его создатели ориентировались на уже существующие модели рельсового транспорта из дружественных и не очень стран?
— В «Иволге» дизайнеры 2050.ЛАБ создавали интерьер и работали над отделочными материалами. Конечно же, мы изучаем мировые тренды и тенденции.
Главным для нас было «спроектировать новую эмоцию» у пассажира. Привычная цветовая гамма поезда — красно-синие тона. Нам хотелось создать что-то яркое, позитивное. Тогда мы подумали, что иволга — яркая птица, значит, и дизайн интерьера вагона должен этому соответствовать. Возникла идея использовать желтый цвет. Он хорошо вписывается в общую концепцию, поднимает настроение пассажирам. Также мы разработали айдентику — надпись и символ птички иволги.
Во всем мире дизайн — один из ключевых признаков, на которые ориентируется человек при принятии решения о покупке продукта. Потребители готовы приобретать более дорогие товары и услуги, если они позволят получить больше положительных эмоций
— У российских заводов богатый опыт в области машиностроения, но есть ли своя школа машиностроительного дизайна? И если нет, как ее создать?
— В России есть вузы, где рассказывают, как конструировать транспорт, в том числе железнодорожный. Но до недавнего времени студентов не учили создавать дизайн железнодорожной техники.
Поэтому исторически большая часть промышленных дизайнеров — выходцы из автомобильной индустрии. И в команде 2050.ЛАБ тоже. Мы прошли огромный путь, нарастили экспертизу и настолько развили компетенции, что сейчас я могу с уверенностью говорить, что 2050.ЛАБ — лучшая команда в сфере дизайна железнодорожного транспорта в России.
Однако развитие школы дизайна — долгосрочный и кропотливый процесс. Невозможно сформировать индустрию, которой никто не занимался десятилетиями, за пару лет.
За то время, что мы на рынке, а в феврале 2024 года 2050.ЛАБ исполняется пять лет, мы сделали очень много — более 30 проектов в разных сферах. И для железной дороги, и в лифтостроении, и в бытовой технике, и в товарах народного потребления.
Если говорить о железной дороге, то наши знаковые для индустрии проекты — ТЭМ23, ЭП2ДМ, «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0», поезд для метро Петербурга «Балтиец», вагон метро «Москва 2024».
— По вашему мнению, какие меры поддержки необходимы отрасли промышленного дизайна?
— У нас есть несколько предложений по поддержке отрасли, которые мы транслируем на уровень министерств и ведомств. В первую очередь необходимо оказывать адресную помощь организациям, профессионально занятым в сфере промышленного дизайна, поскольку эта индустрия способна поддержать все отрасли промышленности. Кроме того, в нормативную базу нужно внести обязательный этап разработки дизайн-проекта при проектировании и постановке на производство товаров и изделий.
Крайне важно сейчас создать условия для разработки и дистрибуции профессионального ПО.
Подчеркну, что меры поддержки не должны ограничиваться Москвой — немаловажно помогать студиям в регионах. Потому что сейчас существует огромный перекос. В стране работают 69 дизайн-студий, при этом 80% рынка формируют топ-10 студий, большинство из которых работают в Москве. В последние годы заметно развитие индустриальных центров в регионах: в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке. Но этого мало.